Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Российском центре науки и культуры в Цхинвале отметили 200-летие со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова. Отдать дань уважения великому гению пришли более 60 человек. На вечер были приглашены представители общественной организации соотечественников «Россы», преподаватели и учащиеся цхинвальских школ, сообщает сайт представительства Россотрудничества в Южной Осетии.
В ходе мероприятия доклады и сообщения о жизни и творчестве Лермонтова перемежались с романсами, написанными на его стихи. Выступления участников вечера сопровождались слайдами с портретами поэта, фотографиями имения Тарханы, где писатель провёл своё детство, Кавказа, который он горячо любил, иллюстрациями на его произведения.
Под музыкальное сопровождение ребята читали любимые стихотворения Лермонтова, цитировали отрывки из его произведений и слова современников поэта о его творчестве и личности. Ученица 11 класса Государственного лицея искусств Маргарита Котаева представила портрет Лермонтова, который она написала специально к 200-летию поэта. Гости отметили художественный талант школьницы и пожелали ей творческого роста и успехов.
Руководитель Русской воскресной школы при средней школе № 6 Инна Зубко поблагодарила организаторов и участников праздника. «Все тематические вечера, которые проходят в РЦНК, имеют для нас огромное значение. Регулярно наши ученики приобщаются к русской классике, истории и культурному наследию России», — отметила она.
Все участники мероприятия получили памятные подарки от представительства Россотрудничества — сборники стихотворений М. Ю. Лермонтова.
Александр Кустов, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»