Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Москве проходит Международный педагогический форум \"Русский язык в диалоге культур\"
05.10.2006
С 3 по 6 октября департамент образования города Москвы, департамент международных связей города Москвы совместно с Центром межнационального образования "Этносфера", Центром международных образовательных программ и Московским Домом соотечественника проводят Международный педагогический форум "Русский язык в диалоге культур" и в его рамках II Конференцию Международного педагогического общества в поддержку русского языка (МПО). Мероприятия проводятся в соответствии с распоряжением правительства Москвы № 1470-РП от 26 июля 2006 года.
Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе департамента образования г. Москвы, зарубежными участниками форума и конференции являются руководители органов управления образованием, руководители вузов, директора школ с преподаванием на русском языке из 31 страны ближнего и дальнего зарубежья, а также представители ряда регионов Российской Федерации. Основные задачи форума и конференции: повышение эффективности сотрудничества в сфере образования и роли русского языка в международном диалоге культур, обмен опытом и ознакомление с основными направлениями модернизации московского образования, анализ развития международного взаимодействия в рамках деятельности МПО и его перспектив на 2007-2008 гг. Также предусмотрено формирование научно-методического совета МПО и прием новых членов общества; выборы координационного совета МПО.
Форум и конференция привлекают большое внимание официальных лиц, отмечают организаторы. В церемонии открытия Международного педагогического форума "Русский язык в диалоге культур" и пленарном заседании, кроме зарубежных представителей, примут участие представители правительства Москвы, Государственной Думы и Совета Федерации РФ, администрации президента РФ, Московской городской Думы, руководители Российской Академии образования, Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, институтов и научных центров Российской Академии Наук, ведущих гуманитарных вузов Москвы, представители органов управления образованием и представители образовательных учреждений.