Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Минтруд России предлагает оценивать уровень русского языка у госчиновников
07.10.2014
Минтруд предлагает внести ряд поправок в Закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации», которые, в частности, предполагают трёхуровневую систему оценки квалификации чиновников и претендентов на чиновничье кресло: базовые, функциональные и специальные квалификационные требования, пишет «Российская газета».
Первый, базовый, уровень предусматривает, что человек должен владеть русским языком (сегодня многие чиновники двух слов не умеют связать, пишут с ошибками, а уж искусством красноречия обладают единицы). Кроме того, он должен знать основы законодательства, в том числе антикоррупционного, знать основы делопроизводства, уметь пользоваться персональным компьютером. Второй уровень — претендент должен иметь специализированное образование, соответствующее должности. Сегодня закон предусматривает только уровень образования (например, высшее), но не специальность. И третье — он должен соответствовать специальным квалификационным требованиям, предъявляемым к данной конкретной должности.
Логическим продолжением отбора достойных кадров для государственной гражданской службы является испытание новичка в деле.
Сегодня испытательный срок теоретически тоже есть, но он не носит обязательный характер, а когда применяется, то нередко вызывает конфликты и судебные разбирательства. Поэтому решено более чётко прописать в законе требования к испытанию и механизм расторжения контракта, если испытание прошло неуспешно.
В частности, предлагается для тех, кто впервые поступает на государственную гражданскую службу, установить обязательный испытательный срок для проверки его соответствия замещаемой должности продолжительностью от одного месяца до одного года.
Для тех, у кого уже есть чиновничий опыт, предлагается смотреть, откуда человек пришёл, какой у него стаж работы, почему ушёл с прежнего места (например, госорган был упразднён). Исходя из этого, принимать решение, назначать испытание или нет.
Виктор Алексеев, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»