Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Министерство образования и науки России решило заменить выпускникам итоговое сочинение по литературе на свободное эссе, пишет газета «Известия».
«Мы не должны сужать возможности для самовыражения выпускников определённым набором литературных произведений», — отметил министр образования Дмитрий Ливанов. Об этом он сказал на заседании совета по подготовке открытых тем для итоговых школьных сочинений. Как сообщала информационная служба фонда «Русский мир», также он внёс предложение не ограничивать объём текста жёсткими рамками, а установить только необходимый минимум слов.
Председатель совета по вопросам проведения итогового сочинения Наталия Солженицына поддержала данную инициативу. По её мнению, выпускную работу можно писать, «основываясь на собственном опыте», используя примеры из литературных произведений только в качестве аргументов.
30 июля стало известно, что перечень тем сочинений будет изменяться по часовым поясам. Разработкой заданий займутся специалисты Рособрнадзора. При этом ни школьники, ни учителя не смогут узнать список тем заранее.
Напомним, выпускники напишут итоговое сочинение, которое будет оцениваться в виде зачёта или незачёта, в декабре 2014 года. Во втором полугодии ученики, получившие неудовлетворительный результат, смогут исправить оценку.
Елена Волкова, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»