Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В МГУ наградили учителей, победивших в конкурсе уроков «Первая мировая война на карте Союзного государства»
30.07.2014
Подведены итоги конкурса на лучший урок истории среди молодых учителей на тему «Первая мировая война на карте Союзного государства». Победителей отобрали из 20 финалистов, сообщает РИА «Новости». Награды им вручил госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота. Церемония награждения состоялась на площадке МГУ им. Ломоносова.
Конкурс, посвящённый столетию начала Первой мировой войны, организован постоянным комитетом Союзного государства и ИД «Комсомольская правда». Его цель — нахождение новых методов проведения уроков по истории в целях формирования и воспитания военно-патриотических чувств у молодого поколения, выявления общих исторических корней российского и белорусского народов.
«Чествуя победителей конкурса российских и белорусских школьных учителей истории, мы заботимся о том, чтобы не потерять наше общее образовательное пространство и язык, на котором мы говорим», — сказал декан исторического факультета МГУ Сергей Карпов.
Первое место заняла презентация учителя из Калуги Анны Абашевой на тему «Роль личности в военных событиях». Второе место отдано Юлии Филоненко из Гомеля с работой «Город на линии фронта: история Гомеля в большой войне». Крымский историк Анастасия Скобельская получила третье место за работу «Первая мировая война: истории героев забытой войны».
Конкурс проводился в два этапа. Среди его участников были учителя истории из России и Белоруссии, чей возраст не превышает 30 лет. Всего прислано порядка 45 презентаций мультимедийных школьных уроков на одну из заданных тем по истории Первой мировой войны, из которых в финал вышло 20 работ.
В рамках мероприятия прошёл круглый стол на тему «Вуз и школа в Союзном государстве: актуальные аспекты преподавания истории». В нём приняли участие конкурсанты, представители истфаков МГУ И БГУ, а также Постоянного комитета Союзного государства и ИД «Комсомольская правда».
Елена Волкова, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»