Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Министр образования России Дмитрий Ливанов: Онлайн-школа русского языка будет доступна круглые сутки, семь дней в неделю
17.07.2014
В России будет создана онлайн-школа для обучения русскому языку иностранцев и соотечественников, проживающих за рубежом. Об этом сообщил министр образования и науки Дмитрий Ливанов на заседании Совета по русскому языку при Правительстве РФ, пишет ИТАР-ТАСС.
По его словам, будет создана интерактивная образовательная интернет-система, где ученики смогут общаться друг с другом и своими преподавателями. Она будет доступна 24 часа в сутки, семь дней в неделю.
Также, по словам министра, создаётся ресурс, где будут собраны лучшие электронные ресурсы для дистанционного обучения по программам дошкольного образования, общеобразовательной школы и дополнительного образования.
Новые системы будут реализованы в рамках целевой программы по русскому языку, начало которой запланировано на 2016 год. «Уже осенью концепция этой программы, а может и сама программа, будет представлена на заседании Правительства РФ», — сказал Дмитрий Ливанов.
Новые образовательные ресурсы разрабатываются с участием МГУ имени М. В. Ломоносова, СПбГУ, РУДН и Института русского языка имени А. С. Пушкина.
Как ранее сообщал портал «Русский мир», первая в России виртуальная школа русского языка для иностранцев будет открыта 1 сентября на базе Института русского языка.
Александр Кустов, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»