Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Толстой шокирован уровнем грамотности российских выпускников
01.07.2014
Советник Президента России по культуре и искусству Владимир Толстой назвал чудовищными результаты ЕГЭ по русскому языку в 2014 году, передаёт ИА «Интерфакс».
Как сообщал портал «Русский мир», средний балл на Едином государственном экзамене по русскому языку в этом году снизился по сравнению с прошлым годом и составил 62,5 балла. По итогам анализа результатов ЕГЭ Рособрнадзор принял решение снизить минимальный балл ЕГЭ по русскому языку, необходимый для получения аттестата, с 36 до 24. Иначе как минимум 20 % выпускников российских школ могли их не получить.
«Это чудовищно, что в стране такой низкий уровень знаний по государственному языку. Стоит об этом задуматься. Мы очень обеспокоены тем, что реформы в образовании вытеснили, сократили долю русского языка и литературы в школьных программах, система ЕГЭ вытеснила привычные нам сочинения», — считает советник Президента России. В связи с этим в проекте «Основ государственной культурной политики» особое внимание будет уделено русскому языку, который скрепляет многонациональную культуру России.
Учителя-словесники также обратились в Минобрнауки с просьбой вернуть количество часов русского языка и литературы на уровне 2004 года для старших классов (три часа на литературу и два часа на русский язык в неделю) и восстановить уроки внеклассного чтения и развития речи.
Напомним, ЕГЭ по русскому языку выпускники российских школ сдавали 29 мая. При этом было аннулировано 344 работы: 172 работы — за использование мобильных телефонов, остальные — за использование шпаргалок.
Николай Столяров, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»