Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В «Ясной Поляне» наградили победителей олимпиады по русскому языку
01.07.2014
Более ста школьников из 16 стран ближнего зарубежья приняли участие в XI Международной олимпиаде по русскому языку. Торжественная церемония награждения победителей и призёров состоялась в музее-усадьбе Льва Толстого — знаменитой «Ясной Поляне», что находится под Тулой. О событии информационному агентству «Росмедиа» стало известно из сообщения пресс-службы тульского областного правительства.
В олимпиаде приняли участие школьники, которые учатся в русских школах и свободно владеют русским языком, — из Азербайджана, Армении, Казахстана, Киргизии, Латвии, Литвы, Молдовы, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Эстонии, Украины, Южной Осетии, Абхазии, Белоруссии, Грузии.
Участники сдавали два устных и один письменный экзамены, приняли участие в творческих конкурсах: «Юный оратор», «Юный чтец», «Юный поэт».
Пятеро победителей были удостоены главного приза олимпиады — возможности поступления без экзаменов в российский вуз и обучения за счёт бюджета РФ, сообщает ИА «Интерфакс».
Отбором участников олимпиады по русскому языку занимались национальные государственные органы образования, объединения школьных преподавателей русского языка, общественные деятели.
Ранее в июне в Москве состоялась Международная олимпиада по русскому языку, в ней приняли участие более 200 школьников из 29 стран. Эти ребята в своих учебных заведениях изучали русский язык как иностранный на протяжении нескольких лет.
Сергей Антипов, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»