Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Фестиваль российской культуры открылся в Японии выставкой фотографий эпохи Мэйдзи (1868–1912 гг.) «Пейзажи и люди эпохи Мэйдзи» и показом российских мультфильмов, сообщает РИА «Новости».
На выставке представлено 120 из 600 старинных фотографий, собранных советником председателя Государственной Думы Павлом Хорошиловым. На них изображены виды Японии конца XIX — начала XX веков, рикши, играющие дети, празднично украшенные улицы японских городов. Кроме того, Японский фонд операторского искусства предоставил из своей коллекции фотографии дипломатической миссии Российской империи в Японии, консульства в Нагасаки на рубеже веков. Выставка работает в зале газеты «Майнити».
Ещё одним событием, открывающим фестиваль, стал показ российских мультфильмов «Маша и Медведь» и уже полюбившегося японцам «Чебурашки» в воскресенье в зале Хамарикю Асахи Холле в Токио.
Фестивали российской культуры проводятся в Японии ежегодно с 2006 года, их программа включает гастроли российских творческих коллективов. Фестивальные мероприятия позволяют японской общественности больше узнать о России, способствуют укреплению взаимопонимания между двумя странами. За это время концерты и спектакли, выставки и кинопросмотры прошли в рамках фестиваля в 46 из 47 японских префектур с участием почти шести тысяч российских артистов. Гостями фестивалей стали 10 миллионов японцев.
Как рассказал глава секретариата оргкомитета в Японии Хидэо Нагацука, мероприятия IХ фестиваля пройдут в этом году в 47 префектурах и 100 городах Японии. Впервые в его рамках состоится Young Generation Festival. В нём участвуют лауреаты Всероссийского музыкального конкурса, который проводится под патронажем министерства культуры. Кроме того, впервые с гастролями в Японию из Санкт-Петербурга приедет «Снежное шоу» Вячеслава Полунина.
Фестиваль российской культуры 2014 года посетят около 1,5 миллиона человек. В этом году фестиваль ознаменуется двойной торжественной церемонией открытия — первая состоится в Токио 2 июня, а вторая — в Ниигате 21 июня.
Ирина Смирницкая, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»