Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Потомки Пушкина в Бельгии встретятся с лучшим студентом-русистом
28.03.2014
VIII ежегодный конкурс по русскому языку на призы посольства РФ в Бельгии прошёл в Российском центре науки и культуры в Брюсселе, пишет портал «Русский век».
Участие в нём приняли студенты крупнейших бельгийских вузов, где преподают русский язык и литературу. Среди них — представители Лёвенского католического университета, Брюссельского свободного университета, университета города Монса, Гентского университета и Свободного института Мари-Апс.
Письменная часть конкурсной программы включала в себя диктант на русском языке и сочинение на тему «Что я хотел бы изменить в современном мире и что я могу изменить». Устная часть — чтение наизусть стихотворения русских поэтов XIX и XX веков, прозаические отрывки, ответы на вопросы об истории и культуре России.
Победителем стал студент университета города Монса Максанс Де Мей. В ноябре 2014 года он примет участие в благотворительном вечере «Русское наследие», который ежегодно проводится в Брюсселе по инициативе и при участии Александра Александровича Пушкина и Марии Александровны Пушкиной — потомков великого русского поэта, проживающих в столице Бельгии.
Занявший второе место студент Гентского университета Вард Рабаи пройдёт бесплатное обучение на летних курсах русского языка в РЦНК в Брюсселе. Третье место завоевала представительница Брюссельского свободного университета Лаура Лучиани. Она получит приглашение на один из официальных приёмов в посольстве РФ в Бельгии.
Лауреатом конкурса среди изучавших русский язык в школе стала Анета Радзевич (Брюссельский свободный университет). Специальным призом жюри «За энтузиазм в изучении русского языка» отмечен самый молодой участник конкурса Арно Ван Лар.
Все преподаватели и студенты получили памятные подарки посольства РФ и РЦНК в Брюсселе — энциклопедические и справочные издания, произведения классической и современной русской литературы, аудиокниги. Кроме того, победителям оформят годовую подписку на российские периодические издания.
Александр Кустов, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»