Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Бюст российского поэта стоит среди памятников самым почитаемым в Македонии литераторам.
Для публики просвещенной в этом, конечно же, нет ничего удивительного. Но для простого обывателя... Есенин? В Струге? Ведь даже где находится Струга, мало кому известно. Между тем в этот городок, расположенный в Македонии, регулярно приезжают люди, которых знают все, – люди с мировым именем. Здесь вот уже 45 лет кряду проходит международный поэтический фестиваль-конкурс «Струшки вечери на поезијата», лауреатами которого становились целый ряд известных поэтов из разных стран мира, в том числе – Роберт Рождественский, Булат Окуджава, Андрей Вознесенский. Да и вообще этот уголок удивительным образом связан с Россией. Поэтому, хоть нога Сергея Есенина в Стругу никогда и не ступала, бюст самого русского из поэтов здесь весьма кстати...
«Смотрит» Есенин на небольшую гавань Охридского озера. Того самого, на берегах которого трудились создатели славянской письменности братья Кирилл и Мефодий, а позже и их ученики – славянские просветители Климент Охридский и св. Наум. Первый жил и работал всего в 15 км от Струги в историческом городе Охрид, где помимо всех прочих достопримечательностей стоит полувековое дерево, посаженное в честь тысячелетия азбуки. А еще примерно в 30 км оттуда, тоже на берегу озера, у самой границы с Албанией находится монастырь св. Наума.
Прямо из гавани, на которую «смотрит» Есенин, берет свое начало река Црн Дрим. И хотя она внушительной не кажется – шириной не более 10 м, а глубиной полметра, течет она аж до самого Адриатического моря. Река изумрудного цвета, а Охридское озеро – густо-синего. Если смотреть издалека, то виден абсолютно четкий стык, прочерченный белой полосой пены вливающегося через небольшую плотину потока. Вот в таком вот месте стоит наш поэт! Кстати, само имя Есенин на македонском языке звучит поэтично: есен по-македонски означает осень.
Рядом с плотиной через Црн Дрим перекинут «Мост поэзии». Каждый год в августе из простой конструкции, связывающий два берега реки, он превращается в сцену-пьедестал, с которого и зачитывают свои стихи именитые поэты со всего мира.
Начинаются «Струшки вечери на поезијата» с незыблемой традиции, имеющей непосредственное отношение к России. Идея проведения в Струге поэтических вечеров пришла еще в 1961 году группе македонских литераторов, устроивших чтение своих произведений по случаю юбилея сборника фольклорных песен, собранных братьями Димитром и Константином Миладиновыми, считающимися главными македонскими просветителями. Оба уроженцы Струги, и собственно в их честь и было решено устроить ежегодный фестиваль поэзии.
Открываются «Струшки вечери» с чтения самого классического македонского произведения – стихотворения «Т’га за юг» («Ностальгия по югу»), написанного Константином Миладиновым в Москве. В российской столице с 1856 по 1860 год он изучал славянскую филологию на философском факультете университета. Холод и тяжелые условия жизни вдохновили его на «Ностальгию». Россию Константин покинул, так и недоучившись, заболев туберкулезом.
У «Струшки вечери на поезијата» есть и еще одна важная традиция, также имеющая русский след и, к слову, объясняющая появление памятника Есенину в Струге. Бюст поэта стоит в ряду памятников другим поэтам. Среди них есть только еще один «иностранец» – польский поэт Адам Мицкевич. Все они расположены на набережной имени Сергея Есенина, ибо именно с него и начался «Парк поэзии». Случилось это в 1995 году, когда российский скульптор Анатолий Бичуков подарил свою работу македонскому поэту Гане Тодоровскому, который в то время был послом в России. С тех пор на алее появилось еще 6 памятников.