Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Многим вузам придётся менять перечень экзаменов, которые требуются при поступлении на ту или иную специальность, в связи с приказом Минобрнауки РФ, пишет газета «Коммерсантъ».
Ранее все вузы требовали от абитуриентов сдать обязательный ЕГЭ по русскому языку и профильный экзамен в зависимости от факультета. Кроме того, Минобрнауки устанавливало для каждого направления подготовки два экзамена, из которых вуз мог выбрать один или оба.
Теперь к перечню экзаменов, которые вуз может выбирать в качестве вступительных, добавились ещё один-два предмета, рассказали в департаменте госполитики в сфере высшего образования Минобрнауки. При этом обязательный экзамен по русскому языку и профильный ЕГЭ сохранились.
В Минобрнауки полагают, что новая система стала более гибкой, и подчёркивают, что решения принимались после консультаций с вузовским сообществом. «Замена предмета в данном случае несёт большую психологическую нагрузку на абитуриента. Но тем не менее в школе дети должны учить все предметы, а не только те, которые необходимы при поступлении», — напомнили в департаменте госполитики в сфере высшего образования, добавив, что тесты составляются лишь с учётом школьной программы.
Перечень своих вступительных испытаний вузы должны опубликовать 15 февраля, после чего у выпускников школ останется две недели, чтобы заявить о своём намерении сдавать те или иные предметы.
Елена Волкова, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»