Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Глава Российской академии образования поддержала идею возвращения выпускного сочинения
27.12.2013
Президент Российской академии образования, глава попечительского совета фонда «Русский мир» Людмила Вербицкая выступает за возвращение в школы выпускного сочинения. Об этом она заявила в интервью газете «Коммерсантъ».
— Выпускное сочинение должно быть обязательным, не только эссе в ЕГЭ. Я буду говорить об этом и от имени академии, если будет единое мнение коллег на этот счёт. И буду этого добиваться как смогу. Я очень надеюсь, что после того, как Владимир Владимирович Путин сказал о возвращении сочинения, к этому вопросу будет другое отношение, — сказала Вербицкая.
Она выразила обеспокоенность в связи с тем, что современные школьники не могут изложить свои мысли на письме. При этом глава РАО положительно оценила введение ЕГЭ и его совершенствование.
— Единый госэкзамен — это прекрасная вещь, она дала возможность детям из регионов поступить в вузы Санкт-Петербурга и Москвы. Я всегда была за ЕГЭ, за то, чтобы тесты усовершенствовались. Вот по русскому и литературе сейчас прекрасные тесты. Никто не требует назвать породу собаки Муму или что-то такое, — отметила Вербицкая.
Напомним, что во время большой пресс-конференции, которая прошла 19 декабря, Президент РФ Владимир Путин выразил пожелание уже в нынешнем году добавить сочинение к Единому госэкзамену.
Поручение внедрить в школах выпускное сочинение Владимир Путин дал ещё 17 ноября. Правительство РФ до 1 марта 2014 года должно усовершенствовать федеральные госстандарты по русскому языку и литературе и разработать, как именно должна проходить «публичная защита индивидуального проекта в форме сочинения». В своём Послании Федеральному Собранию Президент РФ подчеркнул, что результаты итогового сочинения будут учитываться при поступлении в вузы наряду с ЕГЭ.
Алёна Польских, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»