Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Улан-Баторе в рамках Федеральной целевой программы «Русский язык» на 2011–2015 годы прошли Дни русского языка. Их проведение было приурочено к Дням российско-монгольской дружбы и сотрудничества, которые торжественно открылись 10 октября в Российском центре науки и культуры.
Дни русского языка были организованы Фондом развития социальных инициатив «Новые перспективы» при поддержке Россотрудничества.
В программе дней шестидневный семинар по русскому языку как родному и иностранному, Праздник великого русского слова и русской культуры XX–XXI веков, читательская конференция, круглый стол «Современный урок русского языка», а также лекции, практические занятия, мастер-классы по актуальным вопросам методики преподавания русского языка как иностранного, современного состояния русского языка, лингвокультурологии, использования интернет-ресурсов и технологий в преподавании русского языка.
В течение недели семинары по русскому языку и другие учебно-методические занятия проходили не только в Российском центре науки и культуры в Улан-Баторе, но и в центрах фонда «Русский мир», открытых в филиале Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова и Монгольском государственном университете науки и технологии.
Наталья Романова, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»