Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Преподаватели русских школ на Украине выступают против пропаганды евроинтеграции среди детей
03.10.2013
Директор гимназии имени А.С. Пушкина № 1 в Севастополе Виктор Оганесян выступил с резкой критикой конкурса «Я — европеец». Как сообщала информационная служба фонда «Русский мир», педагог известен тем, что в годы президентства Виктора Ющенко аналогично открыто отказался пропагандировать навязываемую «оранжевыми» властями трактовку голода 1932–1933 годов как геноцида украинского народа. Тогда против директора гимназии возбудили уголовное дело.
Конкурс эссе среди учеников 8–11 классов проводится для «пропаганды европейских ценностей, демократических принципов государственного устройства». Его организуют Государственный центр внешкольного образования Украины и посольство Литвы. Далеко не все педагоги города поддержали эту идею. Многие полагают, что подобные темы сочинений — это втягивание детей в политику, сообщает ИА «Новый регион».
«Вопрос соглашения Украины с Евросоюзом обсуждается в обществе, возможно, родители многих учеников не поддерживают эту идею. Мы заставим детей либо вступать в конфликт в семье, либо писать то, что им будет продиктовано, либо врать, — пояснил свою позицию Виктор Оганесян. — Ребёнок должен приобщаться в школе к общечеловеческим ценностям, а не рассуждать о текущем политическом моменте».
Педагог также подчеркнул, что проведение подобных конкурсов противоречит юридическим нормам функционирования украинских школ: «Учителя работают по утверждённым учебным планам и учебным программам. Сочинение на такую тему не предусмотрено... Никаких заказных сочинений наши дети писать не будут», — сказал Оганесян.
Елена Волкова, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»