Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Лурде - втором месте паломничества католиков после Ватикана, своего рода эпицентре католического мира появилась православная церковь
В Европе хорошо известно, что Лурд - второе место паломничества католиков после Ватикана. Он принимает шесть миллионов верующих в год - будто целая страна плавно перемещается в один город.
Вдруг слышу, что в этом эпицентре католического мира появилась православная церковь. Сначала показалось, что знакомый ошибся или недопонял чего. Но он в подтверждение своей правоты познакомил меня с о.Георгием (Ашковым), который приход тот православный в Лурде основал.
"Русский очевидец" пытался понять, зачем о.Георгию это было нужно.
- Невероятный факт, считайте очередное лурдское чудо в третьем тысячелетии. Как???
- Да обычным путем появилась в Лурде православная церковь. В 2007 году я со своей семьей совершил туда паломничество. В том же году поехал с друзьями, потом с паломниками. Место сразу трогает сердце, и описать словами это невозможно. Человек я не сентиментальный, и эмоциями состояния того не объяснить. Благодать снизошла. Захотелось православную церковь там открыть. Конечно, кто спорит, было непросто. Но родные меня поддержали, и в 2010 году мы переехали в Лурд.
- А как же Биарриц, где вы до этого служили?
- Я продолжал служить в Биаррице и одновременно узнавал, есть ли прихожане в районе Лурда, возможно ли организовать службы для паломников. Православные уже туда приезжали в индивидуальном порядке, но мало что знали о месте, а обратиться было не к кому.
- Разве православный священник вправе присутствовать в местах католического культа?
- Православным не возбраняется. К Туринской плащанице приходят в католический храм. В Бари мощи святителя Николая покоятся в католической церкви. А в Париже к терновому венцу Спасителя православные идут в Собор Парижской Богоматери.
Кстати, среди эмигрантов первой волны уже были те, кто ездил в Лурд. Очень теплые воспоминания о своей поездке оставил, например, митрополит Евлогий в книге «Путь моей жизни». А также историк Петр Иванов в книге «Тайна святых. Введение в Апокалипсис» и писательница Л.С.Запарина в книге «Непридуманные рассказы».
В Лурде проходят либо интернациональные богослужения, либо паломники направляются в одну из многочисленных часовен, где польские священники служат для поляков, итальянские для итальянцев и так далее. А православных священников там не было, несмотря на то что верующие ехали.
- Вам, естественно, понадобилось разрешение на вашу деятельность. Вы его легко получили?
- Самой большой первоначальной проблемой стал поиск места для богослужения. Я познакомился с епископом Тарба и Лурда Жаком Перье, который сказал, что почти ничего не знает о православных и о том, есть ли они в регионе; и что дело в любом случае совершенно необычное. Конечно, я испросил разрешения у нашего епископа Гавриила, обратился к митрополиту Эммануилу, президенту Ассамблеи православных епископов Франции. Они поддержали инициативу, и я получил благословение на создание ассоциации. В Лурде связями с различными конфессиями занимается Филипп Бержеро-Кампань, это он вел всю переписку с нашими иерархами.
- Паломники приехали и уехали, а постоянные прихожане нашлись?
- Да, в 2011 году мы собрали православных из городов По, Тарб и окрестностей и зарегистрировали религиозную ассоциацию. Многие верующие меня знали по Биаррицу, приезжали туда детей крестить. Сначала мы служили в церквах на территории святилища. Но наш культ сложнее католического, у них часовни пустые: ряды скамеек да голый алтарь. Поэтому первые полгода мы находились в походном состоянии, приносили с собой иконы и утварь, церкви все время менялись, возникали трудности с объявлениями. К декабрю мы поняли, что постоянное место просто необходимо. Помог кюре Лурда Жан-Франсуа Дюар. С ним мы объехали церкви города и нашли пустое помещение, приходом не использовавшееся.
Это была церковь Иоанна Крестителя, в которой нам предоставили отдельную часовню. Епископ Тарба дал добро. Прихожане своими силами выстроили алтарь. Они ездили на родину, приобретали иконы, сами шили облачения для алтаря, сделали аналои.
В январе 2012 года мы провели первую службу в нашей церкви в сердце католической Франции.
- Насколько я понимаю, ваша основная задача - создать очаг православия в святом для христиан месте?
- В нашем деле я вижу тройную миссию. Во-первых, собрать православных региона. Биарриц находится далеко, и ездить туда постоянно сложно. В По и Тарбе стоят церкви - одна сербская, вторая - русской Зарубежной церкви, но постоянных священников там нет, они приезжают редко.
Следующая наша миссия - принимать паломников. И третья - представлять православие среди западных христиан, у которых знания о нашей вере весьма и весьма поверхностные. Я всякий раз поражаюсь, когда они задают самые примитивные вопросы по православию. Может, в этом и наша вина, потому что православные церкви живут закрыто и ждут, что западные христиане сами узреют их ценности. Но чтобы человек сам пришел, с нашей стороны должен быть посыл, иначе они так и будут жить в средневековых стереотипах и заблуждениях. Православие остается для них закрытым и неизвестным.
С католиками у нас существует длительная история разделения, и преодолеть ее быстро мы не можем. Но рассказывать о себе мы должны, и особенно в Лурде. Нельзя же ничего не делать вообще. Кстати, надо отдать должное, новый епископ Лурда Николя Бруве лучше знаком с православием и даже имеет русских среди родственников.
- Как называется ваш приход?
- Название выбирали вместе с прихожанами. Нужно было найти событие, которое было бы хорошо знакомо не только нам, но и западным христианам тоже. Мы назвали наш приход Сретенья Господня. Этот большой праздник одновременно обращен и ко Христу, и к Божией Матери, а Лурд - место Богородицы.
- В вашей пастве должны быть представители самых разных волн эмиграции?
- Из потомков первой волны всего одна дама, и то очень старенькая. Из второй и третьей нет никого. В основном это люди, приехавшие в 90-х и 2000-х годах. Приходят смешанные семьи с детьми, крещеными в православии. Вообще нашу эмигрантскую жизнь Виктор Глушков хорошо описал в «Спящем агенте». Там много знакомых, узнаваемых ситуаций.
А сейчас моя жизнь проходит в среде, которую теперь называют диаспорой, ведь эмиграция как таковая прекратилась.
- Помимо русских, кто еще на юго-западе Франции верен православию?
- В церковь приходят, конечно, белорусы и украинцы. Но есть у нас и грузины, румыны и даже православные арабы из Бейрута. Богослужения проходят на славянском и французском языках. Связано это с тем, что, например, дети из грузинских семей, выросшие во Франции, не знают не только славянского, но и русского языков. На большие праздники в чтении часто звучит украинский, грузинский, а румынам разрешаю читать молитвы и Евангелие на своем языке, славянский они не понимают.
- С постоянными прихожанами вроде ясно, а как паломники вас находят?
- В 2010 году мы с матушкой стали волонтерами в купелях на святом источнике. Это единственное место в мире, где была организована служба для больных, причем не только силами церкви, но и аристократии. Принимают больных волонтеры. Организуют даже ночные дежурства, оказывают помощь врачи. Поражает то, что люди добровольно свой отпуск проводят в помощи другим и что среди них много молодежи.
Мы тоже работали в купелях, замечали православных, помогали им, потом стали давать объявления в Интернете. Бывает, приезжают семьи или целые группы. Если их сопровождает священник, мы предоставляем ему возможность служить самостоятельно для своих паломников в нашей церкви. Если клириков нет, то я служу.
Что я заметил: в святом месте люди решаются на какие-то особенно пронзительные исповеди, которые у них, может, и не получились бы в обычной церкви.
Из России паломников меньше из-за визового вопроса, основной поток идет из Испании, Италии, ну и из Франции, конечно.
- И при этом вы продолжаете ездить на службы в Биарриц?
- В Биаррице я второй священник, в Лурде - настоятель. Езжу еще в Сан-Себастьян и Памплону, в Испании русских гораздо больше, потому что им открыли там рабочие визы.
И еще у меня восемь тюрем от Бордо до Тулузы. Но это отдельный разговор.