Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Россия подарила молдавскому лицею книги и компьютер
20.09.2013
Молдавско-русский лицей имени Михаила Садовяну в городе Кэлэрашь получил от России в подарок компьютер, проектор, экран, а также около 800 книг и учебно-методических пособий. Дар был передан администрации учебного заведения послом РФ в Молдавии Фаритом Мухаметшиным, сообщает ИА «Новости Молдавии».
— Российское посольство и впредь будет поддерживать кэлэрашский лицей, принимая посильное участие в том, чтобы здесь были созданы благоприятные условия для учёбы, — подчеркнул Мухаметшин.
Год назад после оптимизации образовательного процесса русский лицей имени Михаила Ломоносова был расформирован, и 86 ребят продолжили обучение в молдавском лицее имени Михаила Садовяну. Сейчас к занятиям приступили все двенадцать классов с русским языком обучения.
Напомним, что с 1 сентября оказался под угрозой срыва учебный год в единственной русскоязычной школе в молдавском селе Олэнешть и коммуне Чореску.
В этом году соотечественники столкнулись с дискриминацией и при поступлении в вузы. Высшие учебные заведения Молдавии, где обучение ведётся на государственном языке, отказались принимать документы на поступление у выпускников русскоязычных лицеев.
В Молдавии русский язык считают родным от 20 % до трети населения, предпочитают общаться на нём более 40 %, свободно владеют — более 70 %, могут объясниться — более 90 %, а понимают — более 95 %.
Варвара Кошкина, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»