Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Ведущий русских новостей в Финляндии: русские доверяют телевидению
20.09.2013
Парламенту Финляндии исполняется 150 лет. На своем юбилейном заседании он постановил учредить в Финляндии Фонд поддержики изучения русского языка. Из его средств будут выделяться стипендии для изучения финнами русского языка и культуры, а также финансироваться проекты, связанные с этой областью. На сегодняшний день в Финляндии проживает 60 000 человек, для которых русский язык — родной, а четыре месяца назад на Финском тедевидении был запущен выпуск новостей на русском языке. В гостях у «Актуальной камеры» побывал ведущий новостей на первом канале Финской общественной телерадиокомпании YLE Леван Твалтвадзе.
Ваши новости выходят в эфир с мая. Появилась ли какая-то обратная связь с аудиторией?
Безусловно. Наши телезрители, в основном, русскоязычные жители Финляндии активно реагируют на то, что происходит в эфире, оставляют сообщения в интернете на форумах, пишут нам на э-мейлы. Много пожеланий, много комментариев, мы стараемся всех их учитывать. Интерес проявлен большой.
В какой степени Вы учитываете потенциальные потребности Вашей аудитории? Вообще, какими проблемами живет русскоязычный житель Финляндии?
Самая большая проблема — это нехватка информации. Русский человек не доверяет чиновникам, но доверяет телевидению и доверяет соседу. Соседи были, телевидения не было. Сейчас появилось телевидение, теперь доверяют нам, поэтому мы чувствуем свою большую ответственность за то, что мы передаем в наших передачах. Телевидению верят, верят новостям. Как нам кажется, мы играем большую роль в интеграционном процессе русскоязычного населения Финляндии.
То есть Вы считаете, что Вы действительно помогаете своими новостями влиться новым иммигрантам в финское общество?
Именно так. Мы выполняем большую общественную роль, как мне кажется. Недавно мы, например, рассказывали о закрытии русскоязычных детских садов в Финляндии. Это информация прошла только у нас, только на русской службе Yle, это тоже говорит о многом.
Была ли какая-то политическая реакция на открытие Ваших новостей? Ведь новости на русском — дело непростое и, думаю, резонансное.
Да, мы немного опасались того, что коренное население Финляндии недостаточно хорошо воспримет новости на русском языке и не где-нибудь, а именно на первом канале телевидения. Но мы достаточно умно подошли к этому вопросу — мы решили вести новости с финскими субтитрами, поэтому коренное население знает, о чем мы говорим, и не переживает, никаких негативных комментариев не было.
То есть Вы можете утверждать, что на самом деле в финском обществе существует консенсус относительно того, что новости о Финляндии для 60 000 русскоязычных жителей должны все-таки подаваться на родном языке?
Да, мне кажется, что этот консенсус имеет место быть.
Какие у Вас планы в дальнейшем? Ведь сейчас Вы выходите в очень кратком, сжатом формате — всего пять минут.
Да, всего пять минут, но мы начали только три месяца назад. Посмотрим, что будет через год, может быть, мы расширимся.