Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Вьетнамским студентам рассказали о городецкой росписи
18.09.2013
16 сентября в Русском центре при Педагогическом университете Хошимина в рамках цикла «Народные промыслы России» были проведены презентация и мастер-класс на тему «Городецкая роспись» для студентов старших курсов факультетов русского языка вузов города. Занятие проводила российская преподавательница Марина Шпигунова.
Марина рассказала студентам о древнейшем русском городе в нижегородском Заволжье, который называется Городец. Этот город — родина самых разнообразных промыслов: резьба по дереву, изготовление донец (дощечек, на которые садится пряха), прялок, городецкая роспись и др.
Ребята узнали, что возникновение городецкой росписи связано с производством деревянных прялочных донец, которое способствовало зарождению оригинального живописного стиля. Всадники, кареты, барыни, солдаты, кавалеры, собачки — вот образы стиля разных городецких донец.
До сих пор в городецких росписях можно увидеть композиции с конями, которые олицетворяют представление о красоте и силе.
Господствующий цвет городецких росписей или ярко-жёлтый, или киноварь (краска из минерала красного цвета). Эти цвета обычно являются фоном всей росписи в целом. Для написания узора используются синий, зелёный, иногда розовый и голубой цвета, а для обработки деталей — чёрный и белый.
Обо всём этом студенты узнали из рассказа Марины Шпигуновой. А потом они сами попробовали создать эти красочные, яркие композиции. Преподаватель объяснила студентам порядок выполнения росписи, и они старательно вырисовывали различные элементы. Это занятие всех очень увлекло. А происходило оно под русские народные мелодии, которые создавали прекрасный музыкальный фон. А потом студенты попросили послушать современные популярные песни в исполнении Филиппа Киркорова и Валерии, их любимых артистов. Как всегда, занятие прошло интересно и познавательно.