Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Тренировочный семинар для лекторов проекта «РуссоМобиль» в Берлине
17.09.2013
С 9 по 11 сентября 2013 года в Центре русского языка при Российском доме науки и культуры в Берлине был проведён тренировочный семинар для лекторов проекта «РуссоМобиль». Основная цель «РуссоМобиля» — поддержка, развитие и распространение русского языка и русской культуры в Германии. Этот долгосрочный комплексный проект успешно осуществляется при поддержке и финансировании фонда «Русский мир».
В обучающем семинаре приняли участие действующие и будущие лекторы «РуссоМобиля», методисты и преподаватели Центра русского языка РЦНК, представители Федерального союза немецких обществ «Запад — Восток».
В качестве вводной информации был обсуждён порядок изучения иностранных языков и состояние развития изучения русского языка в школах Германии, а также организация школ в различных федеральных землях и правовые вопросы.
Затем участники семинара ознакомились с организацией посещений школ «РуссоМобилем» в различных землях, обсудили работу с преподавателями русского языка и с формулярами заявок на посещение школ.
Вниманию присутствующих были представлены материалы проекта, как уже хорошо зарекомендовавшие себя ранее, так и пополнившие багаж «РуссоМобиля» в новом учебном году.
Особое внимание было уделено методике проекта, применению игровых методов преподавания в школах разных типов и для различных возрастных групп учеников, для групп учеников с начальными знаниями языка и без них. Опытные лекторы «РуссоМобиля» продемонстрировали проведение мини-курсов русского языка для групп учеников без начальных знаний языка, подвижных игр для повышения мотивации, различных настольных игр и викторин.
Олимпийские игры в Сочи — тема, которая особенно интересует немецких школьников в новом учебному году. Для её освещения молодые преподаватели подготовили презентации в формате PowerPoint для двух возрастных групп и обсудили новые вопросы для викторин и настольных заданий различной степени сложности. При проведении практических занятий было уделено внимание применению новых технических средств — интерактивных досок различных типов.
Следующим пунктом программы семинара обсуждались методы работы с прессой и общественностью. С отдельными публикациями СМИ и отзывами школ можно ознакомиться на сайте www.russomobil.de. Лектор Маша Меркель предложила для дальнейшей популяризации проекта и привлечения широкой молодёжной аудитории использовать возможности Facebook при проведении конкурсов и викторин.
Большой интерес у участников семинара вызвало обсуждение собранных статистических данных. Лектор Маша Фролова представила сводную таблицу и диаграммы результатов проведения анимации «Что вы знаете о России?». Первое место по числу ответов занимают «Москва» и «матрёшка». К сожалению, из-за негативного влияния некоторых СМИ и засилия стереотипов «водка» и «холод» имеют всё ещё высокий рейтинг. Тем приятнее среди ответов услышать «кириллица», «Транссиб» и «амурский тигр». По данным Федерального статистического ведомства ФРГ (Statistisches Bundesamt), число изучающих русский язык в общеобразовательных школах Германии в 2011-2012 учебном году возросло по сравнению с прошлым учебным годом на 2,1 %. Учитывая многолетний спад количества учеников, изучающих русский в государственных школах, отрадно узнать, что их в прошлом учебном году стало больше на 4 200 человек.
В заключение участники семинара обсудили планы на будущее. В 2013-2014 учебном году «РуссоМобиль» продолжит посещать школы всех федеральных земель и примет участие в важных общественных и культурных мероприятиях в сфере германо-российских отношений и популяризации русского языка и русской культуры в Германии.
Уже 19 сентября состоится большая акция «РуссоМобиля»в школе Бойдицшуле города Вайсенфельз в земле Саксония-Ангальт (Beuditzschule Weißenfels). Для всех учеников шестых классов будет проведена реклама русского языка, затем состоятся уроки в седьмых-десятых классах для поддержки мотивации учеников, которые уже выбрали и изучают русский.