Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Патриарх Кирилл помолился за российских студентов и школьников
02.09.2013
Во многих храмах Русской православной церкви 1 сентября прошли молебны «на начало нового учебного года». Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, находящийся с визитом в Смоленске, совершил особый молебен, призвав милость Божью на учащихся и преподавателей, сообщает официальный сайт Московского патриархата.
«Мы помолимся о наших детях, о нашей молодёжи, о школьниках, о тех, кто учится в специальных учебных заведениях, институтах и университетах. Мы помолимся об их преподавателях, наставниках, профессорах. Мы помолимся о всех тех, кто трудится сегодня для получения знаний, чтобы завтра послужить Отечеству нашему», — сказал патриарх Кирилл.
Он отметил, что молитва эта «должна быть сильной, искренней», чтобы «Господь приклонил милость к нашей молодёжи, к нашим детям» и оградил их от искушений и соблазнов, помог им полюбить Бога и своё Отечество, «быть открытыми и дружелюбными к своим товарищам, коллегам» и даровал им мудрость.
Обычай совершать молебен в канун нового учебного года существовал ещё в дореволюционной России. Отметим, что учащимся покровительствуют многие русские святые. Существуют специальные молитвы о помощи в усвоении знаний, обращенные, например, к Сергию Радонежскому, который является одним из самых почитаемых и любимых на Руси покровителей учения. Есть и особая икона Богородицы, именуемая «Прибавление ума».
31 августа патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Смоленский государственный университет, где встретился со студентами высших учебных заведений Смоленской области. Он призвал молодёжь «бороться за то, чтобы Россия сохранила свой суверенитет». «Реальный суверенитет — это способность отстаивать на международной арене свою точку зрения, даже если она не совпадает с мнением самых могущественных стран. Суверенитет — это способность идти своим путём, опираясь на свою систему ценностей», — отметил предстоятель Русской православной церкви.
Иван Крылов, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»