Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Для оперативного реагирования на просьбы и предложения учителей Минобрнауки РФ в 2014 году создаст закрытую социальную сеть. Новый проект должен не просто объединить педагогов всей страны, но и помочь им донести свои идеи до руководства, минуя бумажную волокиту, пишет газета «Известия».
Подобные социальные сети уже давно существуют за рубежом.
Помимо общения, в российской соцсети будет размещён «библиотечный медиацентр», содержащий информацию о новых нормативах, требованиях и формах обучения в связи со вступлением в силу закона «Об образовании». Также на сайте можно будет выбрать и заказать новинки учебно-методической литературы и даже составить образовательные программы.
В России уже существуют виртуальные объединения учителей: например, «Всероссийский интернет-педсовет» и «Интернет — государство учителей». Подобных сайтов в стране порядка 40, но все эти проекты — негосударственные.
Елена Волкова, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»