Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Творчество, опасное для жизни. В Алма-Ате открылась выставка «Ключ к мирозданию»
12.09.2006
В Музее искусств им. А. Кастеева в Алма-Ате (Казахстан) открылась выставка, посвященная 115-летию Сергея Калмыкова «Ключ к мирозданию».
Калмыков – русский художник-авангардист, один из немногих мастеров Серебряного века, доживший до конца 1960-х гг. Произведения Калмыкова не имеют прямых аналогий в истории мирового искусства. Помимо живописи и графики, художник писал романы, либретто, вел дневники, с философской точки зрения осмысливая творчество.
В музее искусств им. А. Кастеева находится 1111 произведений Сергея Калмыкова. Эта часть наследия художника взята на постоянное хранение еще директором музея Любовью Георгиевной Плахотной (1950−1973 гг.). Несколько рисунков были отправлены в графический кабинет Музея изобразительных искусств им. Пушкина в Москве. Отдельные произведения хранятся в Государственном Русском музее в Петербурге и в областных музеях Казахстана. Кроме того, московская галерея «Эрмитаж» уже организовала выставку работ художника из частных коллекций.
Самая крупная частная коллекция работ Калмыкова в Алма-Ате принадлежит гражданину США Ричарду Спунеру. Еще один американский коллекционер русского происхождения Алекс Орлов создал в США фонд Калмыкова и собрал большую коллекцию его работ.
Нынешняя выставка представляет собой ретроспективу, начиная с ранних работ, датированных 1910 г., и заканчивая последними работами (автопортретом 1967 г., написанным за два месяца до смерти). Зритель может увидеть развитие художника и проследить разные этапы его творчества, тематику и стилистику.
Посетителям представлены 85 живописных работ и 41 графический лист. Специалисты отмечают, что именно графика смотрится особенно интересно – на больших планшетах, в больших рамах под тяжелыми стеклами. Все выставочное пространство организовано под стать экспонируемым произведениям: разделы выставки подобраны согласно определенной манере письма. Многие работы, выполненные в одной творческой ой манере, датированные разными годами, с разрывом в десятилетия, здесь расположены рядом. Они производят впечатление произведений одного цикла.
Центральная часть экспозиции организована, как театральные кулисы. В экспозиции широко представлены работы театрального цикла, разных временных периодов, разных стилей.
Из известных узкому кругу профессионалов и не оцененных в свое время работ на выставке можно увидеть пейзаж 1938 г. «Закат», портрет Дины Нурпеисовой, «Спартакиаду» 1951 г. и, пожалуй, самую фантастическую картину – «Кариатиду» (1946).
Серебряный век русского искусства рубежа XIX–ХХ вв. ощущается во всех работах Калмыкова. Не раз сам мастер говорил, что хочет превзойти Кандинского и Малевича. Некоторые его произведения можно назвать диалогом: с Дега, с Леонардо да Винчи, с Ван Гогом, с Гогеном. В советское время его фантастических работ не знали, были известны только отдельные реалистические. Отдаленность от культурных центров России и жизнь в бывшей столице бывшей союзной республики сохранила для искусства этого авангардиста. В Москве и Ленинграде тогда заниматься «таким» творчеством было просто опасно для жизни.
Государственный музей искусств им. А. Кастеева Алма-Ата, микрорайон «Коктем 3», д. 22 Тел.: +32 (72) 47 8356, 47 6518, 47 8249