Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Вопросы развития электронного обучения на русском языке в системе общего образования, доступного для соотечественников, проживающих в странах СНГ, обсудили руководитель Россотрудничества Константин Косачёв и первый заместитель гендиректора издательства «Просвещение» Елена Низиенко.
На территории СНГ живут 5 миллионов соотечественников и 2 миллиона граждан России. Из них по крайней мере 15 тысяч заинтересованы в ежегодном электронном обучении и ещё 3 тысячи испытывают потребность в курсах повышения квалификации в подобном формате. 50 тысяч человек являются учащимися в режиме дистанционного обучения иностранных образовательных организаций, сообщает сайт Россотрудничества.
В сложившихся условиях необходимо формирование единой и доступной для всех пользователей базы данных образовательных ресурсов для общеобразовательных учреждений, аналогичной базы данных для системы повышения квалификации работников образования, информационно-образовательной платформы для дистанционного обучения с использованием интернет-технологий.
Решить данные задачи поможет проект «Телешкола». В нём ежегодно участвуют 60 тысяч учащихся и около двух тысяч сетевых преподавателей.
В ходе встречи Константин Косачёв и Елена Низиенко обсудили структуру и методологию «Телешколы», возможный бюджет и сроки начала пилотной стадии проекта. Ожидается, что он будет запущен уже в текущем учебном году в Казахстане, Киргизии и Таджикистане.
Елена Волкова, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»