Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
12 июня, в День России, в Русском центре Таджикского национального университета состоялась встреча с преподавателями-русистами Российского университета дружбы народов. В рамках этой встречи был проведён круглый стол, на котором выступили доценты кафедры русского языка и методики его преподавания Нина Владимировна Рыжова и Елена Николаевна Барышникова, а также декан факультета русского языка и литературы, руководитель Русского центра профессор Мехриниссо Бозоровна Нагзибекова.
Гости и хозяева поприветствовали друг друга, высказали слова взаимной благодарности за интерес к культурам таджикского и русского народов, подчеркнули важность поддержки русского языка как языка межкультурной коммуникации. А затем состоялась живое обсуждение актуальных проблем преподавания русского языка в школах и вузах Таджикистана. Особое внимание было уделено современным тенденциям в методике обучения русскому языку как языку межнационального общения, вопросам сохранения лучших традиций русистики, взаимной интеграции национальных литератур. Активное участие приняли преподаватели ТНУ в дискуссии по вопросам выработки новых стандартов и программ для обучения русскому языку школьников, а также студентов гуманитарных и негуманитарных направлений высшего образования. Методисты РУДН поделились своим опытом в создании подобных материалов, рассказали о методах и способах организации самостоятельной работы студентов, обсудили вопросы контроля знаний и коммуникативных умений.