Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Депутаты Госдумы РФ предложили объявить 2015 год Годом чтения
07.06.2013
6 июня состоялся «круглый стол» в госдуме РФ, который посвящен законодательному обеспечению развития русского языка в современном информационном пространстве.
В начале заседание было предложено рекомендовать президенту РФ объявить 2015 год Годом чтения.
Также депутаты госдумы предлагают Министерству обороны совместно с Министерством образования и науки начать обучать русскому языку солдат- срочников, плохо владеющих им.
Как отметил глава комитета госдумы по образованию Вячеслав Никонов, за последние 20 лет количество русскоговорящих людей в мире сократилось на 50 мил. человек, в связи с чем, нужно защищать права русскоговорящего населения за рубежом на возможность употребления и изучения русского языка.
В ходе заседания был поднят вопрос о создании единого учебника по русскому языку, по мимо этого, Министерству образования было предложено пересмотреть существующую сейчас систему преподавания русского языка в начальной и основной школе и ввести выпускной творческий экзамен по русской литературе в форме сочинения.
Кроме этого, участники мероприятия видят необходимость в создании на всех телеканалах передачи по культуре русской речи, привлекая высококвалифицированных деятелей науки и культуры.
По итогам совещания, было сообщено, что на 2013 год Россотрудничество запланировало, в рамках федеральной целевой программы, 36 проектов на общую сумму более 142 млн. рублей.