Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Студенты Нижнего Новгорода и Вены будут обучать друг друга русскому и немецкому языкам
07.02.2005
Студентов нижегородских вузов, изучающих немецкий язык, приглашает принять участие в австрийско-российской программе «Тандем» Нижегородский государственный лингвистический университет.
Программа «Тандем» - это летняя школа для студентов, организованная Университетом г.Вены и НГЛУ. В 2005 году школа будет работать с 29 июля по 23 августа.
Цель программы – предоставить австрийским и российским студентам возможность непосредственного общения с тем, чтобы каждый участник смог проверить и углубить свои языковые и страноведческие знания.
40 человек, участие которых в программе представляется наиболее перспективным, выберет австрийская сторона. Результаты отбора российских участников будут известны к концу апреля 2005 года.
30 июля в Нижний Новгород прибудут 40 австрийских студентов и поселятся вместе с российскими студентами. Состав комнаты – интернациональный (австриец и россиянин). На следующий день состоится официальное открытие Летней школы.
Во время работы летнего лагеря будут проходить занятия по русскому и немецкому языкам. Уроки русского языка ведут преподаватели Нижегородского лингвистического университета, а уроки немецкого – преподаватели из Австрии. На занятиях по неродному языку студенты выступают в роли учеников, на занятиях по родному языку – в роли учителей. Во второй половине дня будут проводиться учебно-развлекательные мероприятия на русском и немецком языках.
Заявления-анкеты от студентов вузов Нижнего Новгорода, изучающих немецкий язык и желающих участвовать в программе принимаются до 15 марта 2005 года.