Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Министерство образования Эстонии закрывает два русскоязычных вуза
21.05.2013
Решение о закрытии сразу двух известных русскоязычных вузов Эстонии – ECOMEN и Эстоно-Американской бизнес-академии EABA – будет принято правительством страны в самое ближайшее время. Об этом заявил министр образования и науки Яак Аавиксоо, сообщает ИА Regnum.
По его словам, вузы могут оспорить решение в суде, но перспектив в споре с министерством у них нет. При этом он отверг обвинения в стремлении избавить высшее образование Эстонии от вузов с русским языком обучения: «Это не политическое решение, оно связано исключительно с качеством образования».
Одновременно с подтверждением обвинений в адрес вузов относительно качества образования и учебного процесса в них Аавиксоо заявил, что выпускники вузов без дипломов не останутся: «Все выданные до этого дипломы считаются действительными, полноценными и признаются в Эстонии, Европе и России – с этими дипломами проблем нет». Данное утверждение фактически противоречит всем обвинениям в адрес закрываемых вузов Эстонии. Напомним, что за двадцать лет институт ECOMEN окончили около 2000 человек, которые успешно работают в Эстонии и ещё более чем в 30 странах.
Ректор Института экономики и управления Эстонии ECOMEN Ханон Барабанер оценил действия властей как целенаправленную политику по закрытию последних из оставшихся в Эстонии высших учебных заведений, которые ведут занятия на русском языке. При этом преподавателями закрываемых вузов высказывалось предположение, что министр лоббирует интересы эстонских вузов, заинтересованных в получении более 300 студентов, оплачивающих своё образование, которые останутся «бесхозными» после закрытия русскоязычных вузов.
Представители ряда общественных организаций, в том числе «Общества русских Эстонии», Русского академического общества Эстонии и Центра информации по правам человека в Таллине, инициировали сбор подписей под петицией в защиту института, сообщает NewsBalt.
Елена Волкова, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»