Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Минобрнауки РФ обвинили в том, что за рубежом падает интерес к обучению в России, русской культуре и языку
15.05.2013
Счётная палата РФ обвинила главу Минобрнауки РФ Дмитрия Ливанова в дискредитации российской системы образования за рубежом.
В Минобрнауки РФ «отсутствует контроль за исполнением цифр приёма и прозрачность в распределении квот иностранных граждан. К приёму иностранных студентов допущены университеты, не имеющие соответствующего опыта и инфраструктуры для обучения и проживания, что ведёт к отказу от обучения иностранных студентов», – говорится в письме главы Счётной палаты РФ Сергея Степашина премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву, цитату из которого приводит газета «Известия».
В том, что ряд высших учебных заведений не выполняет планы по обучению иностранцев, виновата политика распределения квот Минобрнауки, уверены аудиторы. Проверка Счётной палаты показала, что многие представительства и филиалы вузов, обучающие граждан других стран по бюджетным квотам, не имеют опыта в подготовке зарубежных студентов и не располагают условиями для организации учебного процесса и проживания для этой категории обучающихся.
«В настоящее время цели и задачи в области обучения иностранных граждан определены Концепцией государственной политики в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях. Одним из приоритетных направлений указанной концепции является подготовка интеллектуальной элиты зарубежных государств в целях обеспечения долговременных политических и экономических интересов России во всех регионах мира», – отмечает в своём письме Сергей Степашин. Ежегодно из федеральных средств финансируют обучение до 10 тысяч иностранцев. Глава Счётной палаты сообщает премьеру, что возросшее количество негативных отзывов о существующей системе отбора иностранцев для российских вузов, отсутствие стратегии экспорта образовательных услуг и ряд внешнеполитических и социально-экономических факторов стимулируют падение интереса к обучению в России, русской культуре и языку.
Елена Волкова, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»