Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Конкурс исполнителей в Райнсберге посвящен 100-летию Шостаковича
07.09.2006
Международный конкурс молодых исполнителей, который пройдет в немецком Райнсберге 21-24 сентября, посвящен 100-летию со дня рождения великого русского композитора Дмитрия Шостаковича. Об этом сообщили во вторник организаторы конкурса из Музыкальной академии и Общества любителей музыки Шостаковича на пресс-конференции в "Русском доме".
"У нашей академии в этом году был большой выбор - на 2006 год пришлись юбилеи сразу нескольких великих композиторов, в том числе 250-летие Моцарта и 100-летие Шостаковича. В честь великого русского композитора, творчество которого в нашей стране хорошо известно, мы решили в этой связи провести вместе с Обществом любителей музыки Шостаковича международный конкурс его имени", - рассказала руководитель Музыкальной академии Райнсберга Ульрика Лидтке.
"Прекрасным дополнением к конкурсу и подготовленным ко дню рождения композитора 25 сентября торжественным мероприятиям служит подготовленная РИА Новости выставка известных и редких фотографий, рассказывающих о жизни и творчестве Шостаковича", - добавил она.
"Кроме того, российское агентство вместе с берлинской радиостанцией "Культура" выступило информационным спонсором нашего конкурса. Мы надеемся, что это сотрудничество станет доброй традицией, ведь мы уже подумываем о конкурсе в честь Игоря Стравинского, 125 лет со дня рождения которого исполнится в будущем году", - отметила госпожа Лидтке.
По словам ответственной за проект "Конкурс Шостаковича" Бригитты Крузе, всего в музыкальном соревновании примут участие 17 исполнителей в трех категориях (фортепьяно, скрипка и струнный квартет) и в трех возрастных группах (12-15 лет, 16-20 лет и 21-27 лет).
"Возраст же участников струнного квартета не должен превышать 110 лет, в совокупности, разумеется", - пошутила она.
Участникам конкурса среди пианистов и скрипачей предстоит в двух турах исполнить по одному произведению Шостаковича и Баха, а также на выбор одно из произведений Бетховена, Шуберта, Мусоргского, Чайковского, Прокофьева, Стравинского или Хачатуряна.
"Перечисленные композиторы, на наш взгляд, в той или иной степени созвучны и близки Шостаковичу, но иные по своему строению, поэтому исполнение их произведений лучше сможет продемонстрировать мастерство конкурсантов", - отметила Бригитта Крузе.
С ней полностью согласился председатель жюри конкурса профессор Геральд Фаут (в прошлом сам известный пианист, победитель многих конкурсов, учившийся в московской консерватории имени П.И.Чайковского у таких знаменитых музыкантов как Михаил Плетнев и Лев Власенко), для которого творчество Шостаковича - "обязательная составляющая законченного музыкального образования любого молодого исполнителя, без которой оно будет неполным".
Для "квартетчиков" соревнования несколько "сужены", в них названы несколько конкретных произведений Шостаковича, Бетховена и Шуберта, из которых они могут выбирать отдельные отрывки для исполнения.
Премии за победу на конкурсе сравнительно невелики - по 1500 евро для победителей по классу фортепьяно и скрипки, 3000 евро - лучшему струнному квартету и по две поощрительные премии по 500 евро в каждой из категорий.
Кроме того, один из спонсоров конкурса, известная фирма звукозаписи Membran International GmbH/NCA установила специальную премию для одного из наиболее одаренных исполнителей - возможность записать и выпустить на фирме свой диск - CD. А другой спонсор - производитель клавишных инструментов - организует для понравившегося ей пианиста выступление в концертном зале музыкальной столицы Баварии Байройте.
В числе конкурсантов выступают три пианиста, два скрипача и два струнных квартета из России. Самой молодой участницей является пианистка из Германии Штефа Чаламофф (13 лет), а самой старшей - скрипачка из США Айя Мураки (27 лет).