Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Русское образование в Эстонии поддержат правозащитники
29.01.2013
В этом году в Эстонии будет создана правозащитная организация, деятельность которой будет направлена на поддержку русскоязычного образования в республике. Об этом заявил член правления некоммерческой организации «Русская школа Эстонии» Андрей Лобов, сообщает DELFI.
– 25 января состоялось очередное собрание совета НКО «Русская школа Эстонии». Для создания инструмента защиты русского образования и борющихся за него активистов гражданского общества совет поручил председателю правления НКО «Русская школа Эстонии» Мстиславу Русакову и члену правления Алисе Блинцовой учредить правозащитную организацию. Рабочая группа по мониторингу, анализу и развитию сосредоточит свои усилия на разработке концепции русской школы Эстонии, – уточнил Лобов.
Он также сообщил, что рабочая группа по правовой защите сосредоточит своё внимание на консультировании учителей, директоров школ, членов попечительских советов, представителей школьных самоуправлений по вопросам, связанным с правом обучения на русском языке, а также на оказании оперативной правовой помощи членам объединения, а также членам попечительских советов школ, учителям, директорам, родителям в случае их преследования со стороны властей за активную гражданскую позицию в вопросе сохранения русского языка обучения.
Напомним, что в ноябре 2012 года активисты «Русской школы Эстонии» заявили о кампании, которую начала власть, по фабрикации уголовных дел и запугивании всех, кто выступает за сохранение образования на родном языке. «На несогласных с эстонизацией русских школ оказывается давление, сравнимое со сталинскими репрессиями», – говорилось в распространённом в Facebook обращении объединения «Русская школа Эстонии».
Алёна Польских, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»