Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Минобрнауки РФ позволит учителям оценивать качество школьных учебников
22.01.2013
Министерство образования и науки РФ планирует в 2013 году создать автоматизированную систему для формирования федеральных списков учебников, пишет газета «Известия». В ведомстве считают, что подобная инициатива сможет повысить эффективность отбора учебных пособий.
Список будет формироваться не только с помощью экспертизы Российской академии наук и Российской академии образования, но и благодаря оценке качества учебного материала педагогами и представителями общественности.
Ранее глава Минобрнауки РФ Дмитрий Ливанов высказал мнение, что содержание учебников должно определяться общественными интересами, а не редакционной политикой издательств.
– Система подбора учебников до сегодняшнего дня была субъективной – это был вопрос, скорее, финансовый и политический. Если в новый процесс вовлекут общественность, мыслящую аналитически, то это станет чем-то новым, – считает руководитель Центра образовательных разработок бизнес-школы «Сколково» Андрей Баркин.
Наталья Романова, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»