Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Российским школьникам «прописали» «Белую гвардию» и «Очерки русской смуты»
21.01.2013
Перечень «100 книг» по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемых школьникам к самостоятельному прочтению, разослало в российские регионы Минобразнауки РФ.
– Перечень можно использовать при организации внеклассной и внеурочной работы с обучающимися. Образовательному учреждению необходимо осуществлять взаимодействие с родителями, формируя поддержку проекта в родительском сообществе, – говорится в сообщении, опубликованном на сайте Минобразнауки РФ.
В список вошли роман Михаила Булгакова «Белая гвардия», повесть Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда», «Очерки русской смуты» Антона Деникина, «Тёмные аллеи» Ивана Бунина, «От Руси к России» Льва Гумилёва, «О России» Ивана Ильина, «Начертание русской истории» Георгия Вернадского, а также стихотворения Николая Гумилёва и Николая Рубцова и другие.
С идеей создания списка произведений для внеклассного чтения выступил Президент России Владимир Путин. В своей предвыборной статье, посвящённой национальному вопросу, он предложил провести опрос и сформировать список из 100 книг, которые должен будет самостоятельно прочитать каждый выпускник российской школы.
Весной 2012 года во всех регионах страны прошли опросы, на основе которых были сформированы региональные списки из 100 книг для рекомендаций школьникам. Обработав эти предложения, эксперты создали сводный общероссийский список, в котором представлены книги, чаще всего упоминавшиеся в региональных рекомендациях и не входящие в обязательную школьную программу.
Напомним, в августе на сайте knig100.spbu.ru прошло голосование, организованное Санкт-Петербургским государственным университетом (СПбГУ) по заказу Минобрнауки РФ, по выбору сотни лучших книг для внеклассного чтения. Все желающие могли проголосовать за произведение, которое, по их мнению, обязательно должен прочитать каждый российский школьник.
Рабочую группу СпбГУ возглавила президент Санкт-Петербургского университета, глава попечительского совета фонда «Русский мир» Людмила Вербицкая.
Елена Волкова, ИА «Русский мир» специально для портала «Русский мир»