Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Состоялось вручение премии Москвы в области литературы и искусства
01.09.2006
В Белом зале мэрии Москвы состоялось ежегодное вручение премии Москвы в области литературы и искусства. По сложившейся традиции, дипломы, значки и цветы лауреатам вручал мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков. Премия Москвы – единственная премия в области литературы и искусства, которая приравнивается к государственной. Слово нашему корреспонденту Елене Карабин.
КАРАБИН: Новоиспеченные лауреаты нервничали в ожидании церемонии, правда, каждый как мог, старался дрожь не выдать. Кто-то рассматривал позолоченные канделябры на люстрах, кто-то медитировал в пол, кто-то шутил. С прибытием мэра все и вся преобразилось.
Глубокий глоток патриотического воздуха за пением и сияющий вид Юрия Михайловича всех странным образом ободрил. Дальнейшее вручение премий было похоже на классическое алаверды. Юрий Лужков хвалил лауреатов, вручал дипломы и цветы, лауреаты же, в свою очередь, восхищались мэром и дарили подарки. Собственно, восхищаться было чем. Столичный градоначальник продемонстрировал свою осведомленность во всех сферах жизни. Хваля реставраторов Манежа, он углубился в археологию Москвы и заметил, что москвички раньше были жуткими растеряхами. Затем продекламировал строки из Твардовского, признался, что в долгу перед театром Петра Фоменко, в запале перешел на тему новостроек, правда, вовремя остановился.
Жюри под председательством художественного руководителя театра Ермоловой Владимира Андреева в этом году вручило 21 премию. В номинации «Изобразительное искусство» ее удостоился скульптор Александр Николаевич Бурганов, который в качестве ответного жеста подарил городу статую Екатерины II. Юрий Михайлович обещал поставить Екатерину в хорошее место. В такой благодушной атмосфере Александр Николаевич заявил, что все мы живем в эпоху Лужкова. Что это за эпоха, пришлось уточнить.
БУРГАНОВ: Премия - это всегда хорошо. Но премия Москвы, моего любимого города, - это то самое высокое, о чем можно было бы мечтать, и оно осуществилось.
КАРАБИН: На похвалы, надо сказать, никто не скупился. Лауреат премии в номинации «Изобразительное искусство» художник Альбина Акритас сформулировала свои чувства иначе, заявив, что Юрий Михайлович очень подходит этому городу и поэтому должен нас защитить. Вопрос «от чего?» остался без ответа. Писатель Анатолий Королев, получивший премию Москвы за создание романа «Быть Босхом», в ответном слове предложил мэру поставить в столице больше памятников.