Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Начавшийся учебный год в русских школах Азербайджана посвятят Отечественной войне 1812 года
13.09.2012
Преподаватели русского языка обсудили в Баку результаты прошлого учебного года и наметили планы на будущий, сообщает Vesti.Az. В работе семинара приняли участие несколько десятков педагогов общеобразовательных школ и школ-участников пилотного проекта по углублённому изучению русского языка городов Баку и Сумгаита.
Председатель Ассоциации преподавателей русскоязычных учебных заведений Азербайджана Любовь Якунина отметила, что в уходящем учебном году была проведена большая работа по популяризации русского языка в республике. В частности, были реализованы такие проекты, как «Книги-юбиляры 2011 г.», «А.С. Пушкин в моей семье», конкурсы «Лучший учитель года по русскому языку и литературе», «Лучшая школа года по постановке преподавания русского языка» и олимпиады по русскому языку и литературе, посвящённые Году российской истории.
Якунина сообщила, что в наступающем учебном году большое внимание планируется уделить мероприятиям, приуроченным к 200-летию Отечественной войны 1812 года.
Особенностью данного проекта станет проведение на площадке Российского информационно-культурного центра интерактивных уроков, занятий для школьников с использованием возможностей информационно-образовательного центра «Русский музей: виртуальный филиал», а также расширение взаимодействия с ведущими вузами республики.