Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
8 августа исполняется 85 лет со дня рождения русского писателя Юрия Казакова. В своей автобиографии он писал: «В роду нашем, насколько мне известно, не было ни одного образованного человека, хотя талантливы были многие». О его литературном таланте заговорили в конце пятидесятых: еще студентом Казаков начал публиковать свои первые рассказы – «Голубое и зеленое» (1956), «Некрасивая» (1956). Вскоре вышла его первая книга «Арктур – гончий пес» (1957).
Мастер рассказа Юрий Казаков мог бы стать музыкантом. В 15 лет он начал учиться играть сначала на виолончели, потом на контрабасе. В 1946 поступил в музыкальное училище им. Гнесиных, которое окончил в 1951. Судьба оказалась против музыкальной карьеры – найти постоянное место в оркестре оказалось трудно, он играл в неизвестных джазовых и симфонических оркестрах, подрабатывал музыкантом на танцплощадках.
Тогда же, в конце сороковых, Казаков начал писать стихи, стихотворения в прозе, пьесы и даже очерки для газеты «Советский спорт».
В 1953 году Юрий Казаков поступил в Литературный институт имени А.М.Горького. Литературные критики сходились на том, что в современной литературе Казаков – один из лучших продолжателей традиций русских классиков.
При жизни Казакова было издано около десяти сборников его рассказов. Казаков писал очерки и эссе, в том числе о русских прозаиках – Лермонтове, Аксакове, поморском сказочнике Писахове, Паустовском.
8 и 9 августа в эфире телеканала «Россия-Культура» будут авторские программы Сергея Соловьева из цикла «Те, с которыми я», посвященные писателю.
Друзья Сергея Соловьева и его знакомые из литературной среды называли писателя Юрия Казакова не иначе как гением. По словам Сергея Соловьева, проза Казакова ценна «духовной изобразительностью, которая всегда существовала в русской литературе и была ее сердцевиной, ее нервом, ее потаенной душой». Смотрите 8 и 9 августа в 19:45.