Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
29 июля 2012 года отмечалось 195-летие со дня рождения Ивана Айвазовского, великого художника, академика, профессора живописи, баталиста, коллекционера и мецената. В канун этого юбилея в Русском центре в Нюрнберге состоялись интерактивная презентация работ художника и мастер-класс, посвящённый его искусству. Преподаватель живописи Марина Вестфрид рассказала гостям Центра, а в этот день в Центр пришли учащиеся всех художественных курсов, преподаватели, родители, профессиональные художники и любители живописи, об удивительной биографии Айвазовского, познакомила всех с секретами стиля и почерка знаменитого мариниста, с его неповторимым умением с помощью цветовой гармонии передавать настроение морской пучины.
В изобразительном искусстве водные пейзажи появились не сразу. Рождение искусства марины происходило во многом под воздействием бурного развития мореплавания. Интерес русских художников к изображению морских пейзажей был связан со временем выхода России в XVIII веке на морские просторы. И именно Айвазовскому, благодаря его живописному таланту, высокой образованности и огромной трудоспособности, выпала великая честь быть первым подлинным морским баталистом в России. Галерея его военных марин навеки прославила подвиги русских моряков и русского флота. За свою долгую восьмидесятитрёхлетнюю жизнь Айвазовский написал около шести тысяч морских пейзажей.
Любовь художника к морю не случайна, ведь родился Иван Константинович Айвазовский в Феодосии, на берегу Чёрного моря, и с раннего детства пламенно полюбил море и корабли. Позже он бегал в порт, чтобы посмотреть, как разгружают торговые корабли. И потом везде, где только возможно – на стенах дома, на страницах книг, на листах бумаги, – возникали силуэты шхун, вздымались волны прибоя и трепетали паруса.
Шестнадцатилетним юношей Айвазовский уехал в Петербург и поступил в Академию художеств. После Академии он много путешествовал, был в Италии, Голландии, Германии... В Италии по заказу Папы Римского он пишет для Ватикана картину «Сотворение мира». Только лишь в 1846 году прошло 120 персональных выставок художника. Айвазовский избирается членом европейских академий художеств – Парижской, Римской, Амстердамской, Флорентийской. Родина также присвоила ему звание академика, но прославленный художник покинул Петербург и навсегда поселился в Феодосии. Каждый день в шесть часов утра, надев широкий яркий халат, художник становился к мольберту. Долгие годы прожил Айвазовский в Феодосии. Его знал и любил весь город. Никто не уходил от него, не получив помощи и поддержки. На средства от продажи картин художник построил в Феодосии здание археологического музея, концертный зал, художественную школу, библиотеку и основал Феодосийскую картинную галерею. Иван Константинович Айвазовский обладал ещё и коммерческим даром. Он работал как настоящая «фирма». Роскошные большие картины предназначались для очень состоятельных. Более скромные по размеру – для людей просто состоятельных. А для тех, у кого денег было немного, – сувениры-фотографии, на которых был изображён сам художник за мольбертом. В рамку мольберта вклеивался маленький холстик – авторская картинка размером с почтовую марку. На ней непременно стояла подпись художника – «А». И такие сувениры расходились огромными тиражами, принося автору немалую прибыль. Айвазовский писал свои картины по совершенно исключительной зрительной памяти. Он ничего не выдумывал. Всё, что он изображал, он видел в действительности. «Движения живых стихий, – говорил Айвазовский, – неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны немыслимо с натуры. Для этого-то художник и должен запомнить их». Он написал тысячи картин и работал даже в день своей смерти. Когда он умер в апреле 1900 года, всё население Феодосии провожало его в последний путь. На памятнике, воздвигнутом на могиле Айвазовского, начертано: «Рождённый смертным оставил по себе бессмертную память».
Итальянские марины, морские баталии, ноктюрны художника впечатлили учащихся и гостей Центра своей красотой и талантом художника в изображении моря. Это помогло им в создании собственных морских пейзажей, которые они посвятили памяти великого русского мариниста.
В этот же день в Центре прошла выставка-просмотр всех детских и взрослых курсов живописи и художественной школы «Пирамида» как своеобразное подведение итогов этого учебного года. Представленные на выставке работы ещё раз показали, что занятия искусством позволяют и взрослым, и детям погрузиться в иной, более прекрасный, мир, дают возможность переключиться с дневных забот, сосредоточиться совсем на другом, найти новые способы общения с природой, углубляют и направляют эмоции, возбуждают фантазию, заставляют работать мысль, расширяют кругозор и формируют нравственные принципы.