Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В одном из районов Латвии хотят ликвидировать первый класс с обучением на русском языке
21.08.2006
В будущем учебном году в Тукумском районе Латвии собираются ликвидировать единственный первый класс с обучением на русском языке. Заявление по этому поводу сегодня, 17 августа, распространила парламентская фракция объединения "За права человека в единой Латвии" (ЗаПЧЕЛ), текст которого поступил и в редакцию ИА REGNUM.
"Министерство образования и науки отказалось удовлетворить заявку Тукумской городской думы открыть и в 2006/2077 учебном году в 3-й Тукумской средней школе первый класс с обучением на русском языке: в настоящее время имеются заявления лишь 12 родителей при норме открытия класса в 18 учащихся, - говорится в документе. - Законодательство позволяет открывать класс и в этом случае, но для этого необходимо согласие министерства. Аналогичная ситуация сложилась еще в 5 районах Латвии, где доля нелатышей в населении менее 20%, и где существует лишь по одному первому классу с русским языком обучения, где в каждом имеется менее 18 учеников. Самоуправления в таких случаях обычно идут навстречу пожеланиям родителей, спрашивая у министерства соответствующее разрешение. Фракция уверена, что такая практика отвечает статье 17 закона "Об образовании": "Обязанность каждого самоуправления - обеспечить проживающим на его административной территории детям возможность получить... основное образование в ближайшем к месту жительства учебном заведении, обеспечить... проживающим на своей административной территории детям возможность посещать образовательное учреждение по свободному выбору".
Действия самоуправлений отвечают и Рамочной конвенции защиты национальных меньшинств, которая вступила в силу с сентября 2005 года, и по исполнению которой Латвии в сентябре 2006 года следует внести официальный отчет. Фракция отмечает, что в Тукумсе в группу 6-летних детей на 2006/2007 учебный год записались 18 детей, что достаточно для открытия 1 класса в 2007/2008 учебном году. Прирост детей, обучающихся на русском языке в дошкольных учреждениях, связан с тем, что в 2005/2006 учебном году в школу пошли дети 1998 года рождения, когда в государстве наблюдались наиболее низкие за последние десятилетия показатели рождаемости (18 410 детей по всей стране). С тех пор наметился незначительный (в 2004 году на 10% больше, чем в 1998), но, видимо, устойчивый рост рождаемости. Поэтому фракция против закрытия как первых классов с русским языком обучения, так и против закрытия небольших сельских латышских школ". Как отмечается в заявлении, фракция ЗаПЧЕЛ обратилась с соответствующими письмами как к министру образования и науки, так и к председателю Тукумской городской думы, и намерена и впредь следить за развитием ситуации вокруг Тукумской средней школы N3.