Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Киев готовит новую систему обучения русскому языку в школах Украины
28.02.2012
Система обучения русскому языку в украинских школах будет преобразована. Если раньше основной акцент делался на навыки письменной речи, то теперь детей будут учить воспринимать устную и письменную речь, а затем ее устно воспроизводить.
Об этом на пресс-конференции в Севастополе заявил председатель Ассоциации учителей русского языка и литературы Украины, научный сотрудник Института педагогики Академии педагогических наук Украины Владимир Корсаков. «В жизни взрослого человека письмо занимает 5% от всех видов речевой деятельности. Если мы прагматики, то мы не должны выпускать продукцию, которая не пользуется спросом. Никто не отрицает правописания, просто расставлены другие ориентиры. Если мы даем приоритет другому виду речевой деятельности, то мы меняем основу работы над правописанием. Родителям и общественности прежде, чем возмущаться, необходимо разобраться. Их учили иначе, но мы живем в ином мире», – сказал Корсаков.
Он также сообщил, что объем школьных программ будет в ближайшее время сокращен на 15 %, поскольку школьники, по мнению чиновников, и так перегружены.