Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
16-19 января 2012 г. Русский центр Таджикского национального университета организовал выездной семинар на тему: «Актуальные проблемы преподавания русского языка в таджикской школе», слушателями которого были более 50 учителей русского языка и литературы из всех уголков района Рудаки Республиканского подчинения.
На семинаре выступили с докладами и дали мастер-классы с использованием инновационных методов по актуальным проблемам изучения русского языка и литературы д.ф.н., профессор кафедры общего языкознания и сравнительной типологии, декан факультета русского языка и литературы, руководитель Русского центра ТНУ М.Б. Нагзибекова; д.п.н., заведующая кафедрой методики преподавания русского языка и литературы ТНУ Г.М. Ходжиматова; к.п.н., доцент, зав. кафедрой русского языка Г.Б. Мухаметов; старший преподаватель кафедры общего языкознания и сравнительной типологии ТНУ С.С. Шарипова; старший преподаватель кафедры русского языка Л.И. Джамирова; ассистент кафедры русской литературы ТНУ Р.С. Каримов; к.п.н., учительница средней школы №21 г. Душанбе Р.Н. Бобоева, учительница средней школы №21 г. Душанбе О.А. Хасанова, учительница гимназии №74 г. Душанбе В.М. Груздева и учительница средней школы №28 г. Душанбе М.Т. Таирова.
В ходе семинара были проанализированы учебные программы, учебники по русскому языку для общеобразовательных школ с таджикским языком обучения. Серьёзный разговор состоялся о качестве преподавания русского языка. К сожалению, как отметили учителя сельских школ, им недоступен Интернет, не хватает современной научно-методической литературы, «учебники не соответствуют уровню знаний учащихся».
В завершение семинара был проведён круглый стол, на котором было отмечено, что с целью развития и совершенствования преподавания и изучения русского языка в Республике Таджикистан необходимо проведение семинаров, создание коллектива авторов из числа высококвалифицированных учителей школ для написания новых учебников по русскому языку.