Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
«Россияне не любят читать», утверждают издатели, библиотекари, социологи и писатели. При этом, среди тех, кто всё же берёт в руки книгу, самой большой популярностью пользуется женский детектив.
Зарубежная и отечественная классика, а также современная художественная литература занимают последние строки в списке читательских предпочтений.
Как сказал в интервью телеканалу «Культура» писатель Владимир Войнович, по его мнению, падение интереса к чтению напрямую связано с техническим прогрессом:
«Читатель меняется и будет меняться. Интерес к чтению и дальше будет падать. Просто сейчас наступили новые времена. С этим надо считаться. Раньше люди читали, когда не было телевизора, не было компьютера, не было Интернета. Была совершенно другая ситуация, которая почти не менялась на протяжении веков. Сейчас все резко изменилось. Раньше когда-то книга была не только источником знаний, но и почти единственным источником художественного, эстетического наслаждения. А сейчас люди много времени проводят у телевизора; необходимость в разнообразных знаниях привлекает людей больше к технической литературе. И вообще люди гораздо больше заняты, чем раньше».
Согласно опросам, выявлены три основные причины отказа от чтения. Первая – это нехватка времени, вторая – отсутствие интереса. В свою очередь, третья причина сильно беспокоит врачей и психологов – дети и подростки часто не понимают смысла прочитанного, а, следовательно, не хотят читать.