Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Греции сравнили Афинскую школу и Царскосельский лицей
11.11.2011
В Российском центре науки и культуры в Афинах в рамках Федеральной целевой программы «Русский язык. 2011–2015 годы» и в связи с 200-летием Императорского Царскосельского лицея состоялось открытие методической мастерской для греческих преподавателей-русистов и научно-практической конференции «Афинская школа и Царскосельский лицей», сообщает сайт РЦНК.
Как отметил посол РФ в Греции Владимир Чхиквишвили, русский язык является уникальным инструментом межнационального и межцивилизационного общения, действенным фактором укрепления взаимопонимания и сотрудничества в современном мире. Он особо отметил весомый вклад Российского центра науки и культуры в продвижение русского языка в Греции.
В рамках мероприятия был продемонстрирован видеофильм «Царскосельский лицей – 200 лет» и официально объявлена открытой выставка рисунков и гравюр, посвящённая этой знаменательной дате.
Ведущие русисты РГГУ провели открытые уроки, круглые столы, мастер-классы, тренинги, методические семинары для греческих преподавателей-русистов по различным аспектам преподавания русского языка как иностранного. На научно-практической конференции «Афинская школа и Царскосельский лицей» с докладами выступили сотрудники Всероссийского музея А.С. Пушкина. Была освещена роль традиций, заложенных в стенах Царскосельского лицея, и вклад его воспитанников в российское образование, культурное наследие, просвещение. Большой интерес вызвал доклад «Королева эллинов Ольга и князь Олег – лицеист».
Иван Крылов, редактор информационной службы фонда «Русский мир»