Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Польше решили обучать русскому языку инновационно
07.11.2011
В польском городе Лодзи в общеобразовательном лицее №15 имени Яна Каспровича прошёл второй семинар для польских учителей русского языка. Мероприятие было организовано Российским центром науки и культуры в Варшаве, Польской ассоциацией учителей и преподавателей русского языка совместно с польским школьным издательством PWN в рамках цикла семинаров «Инновационное обучение русскому языку в начальных школах, гимназиях и лицеях», сообщает сайт Россотрудничества.
Программа семинара включала лекции специалиста в области методики преподавания русского как иностранного из Санкт-Петербурга Галины Юдиной («Использование текстов на уроках русского языка», «Современное российское кино»), а также мастер-классы профессора Варшавского университета Людмилы Шипелевич по использованию фильмов и мультфильмов на уроках русского языка.
В работе семинара приняли участие 25 учителей русского языка Лодзи и других школ воеводства.
Польская ассоциация учителей и преподавателей русского языка наградила русистов учебно-методическими справочными материалами, а также журналами фонда «Русский мир».
Иван Крылов, редактор информационной службы фонда «Русский мир»