Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Свидетельство об окончании Лицея, выданное Александру Пушкину, можно увидеть на выставке, открывшейся сегодня в Санкт-Петербурге в честь 200-летия основания Императорского Царскосельского лицея. Накануне юбилея Институт русской литературы РАН (Пушкинский дом) представил экспонаты из своих фондов. Большинство из них демонстрируется впервые, сообщает ИТАР-ТАСС.
Среди раритетов – автограф стихотворения Антона Дельвига «19 октября 1825 года», автограф последнего пушкинского стихотворения из посвящённых Лицею – «Была пора: наш праздник молодой» – и другие документы, которые ранее были известны только специалистам.
Никогда не выставлялись и приветственные адреса в честь 100-летия Императорского лицея. Эти уникальные документы эпохи, подписанные императором Николаем Вторым, императрицей Марией Фёдоровной, великим князем Константином Романовым, знаменитыми учёными и общественными деятелями начала ХХ века, недавно были обнаружены в фондах рукописного отдела Пушкинского дома.
Сюрпризом для посетителей стали свитки и картины известного японского каллиграфа Рюсэки Моримото, навеянные творчеством Александра Пушкина. Мастер предлагает нам каллиграфические работы, в которых отразились его ощущения при прочтении «Евгения Онегина». С помощью его кисти каждый почувствует эмоциональное напряжение пушкинского текста.
Царскосельский лицей был открыт 19 октября 1811 года (по старому стилю). Кроме «солнца русской поэзии», привилегированное учебное заведение воспитало Александра Горчакова, Ивана Пущина, Вильгельма Кюхельбекера, Якова Грота, Михаила Салтыкова-Щедрина и других выдающихся литераторов, военных, дипломатов, государственных деятелей.
Андрей Северцев, редактор информационной службы фонда «Русский мир»