Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Португалии перестали платить преподавателям русского языка
17.10.2011
В представительстве Россотрудничества в Португалии состоялась встреча с преподавателями русского языка Лиссабонского университета, сообщает ИА «Альянс Медиа».
На встрече обсуждалась ситуация, сложившаяся в данный момент вокруг курсов русского языка в университете. В связи с экономическим кризисом практически все португальские вузы прекратили выплаты денежных вознаграждений преподавателям, которые обучают студентов иностранным языкам, за исключением общераспространённых – английского, французского и испанского.
Сейчас курсы русского языка в Университете Лиссабона ведут три женщины – из России, Индии и Португалии. Педагоги работают бесплатно, на «голом» энтузиазме.
На встрече обсудили совместные методы и формы поддержки преподавания и сохранения количества студентов, изучающих русский язык, хотя бы на уровне предыдущих лет. Был определён ряд проектов, реализация которых должна позволить частично решить эту задачу.
Катерина Шорина, редактор информационной службы фонда «Русский мир»