Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Таллинне нет элитных русских школ, сказал «МК-Эстония» Юрий Беляев, директор гимназии Вана-Каламая, единственной школы для взрослых, где учат на русском языке.
«Есть элитные эстонские школы — Английский колледж, Реальная гимназия, Французский лицей, - говорит Беляев. – В этих школах высокие показатели, и туда сложно попасть».
Отвечая на вопрос, чем элитная школа отличается от неэлитной, Беляев говорит, что элитная школа, как правило, многочисленная, в ней порядка 700 учеников, там сильный педагогический состав и хорошая учебная среда, лучше здание, больше обеспеченность и выше зарплата у педагогов.
«А плохая учебная среда — это когда в школе нет ничего, кроме мела и доски, - продолжает директор. – Там тоже дают знания, но дают на уровне прошлого века — когда у учителя истории, к примеру, на тему «Гибель Помпеи» был один-единственный, уже потрепанный плакат, который он берег как зеницу ока. И по этому плакату ученики воссоздавали в воображении ход событий. А в хорошо оснащенной школе могут на уроке и фильм показать, и слайды, и все что угодно. Это все оживляет учебный процесс».
Говоря о русских школах, Беляев подчеркивает, что это его личное мнение. «Сейчас многие по старинке или по инерции все так же считают некоторые школы элитными и туда стремятся. Это как у рыбаков: прикормил место, и там рыба ловится. Вот так и тут: прикормили когда-то давно место — и до сих пор всем именно туда надо», - считает он.