Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Эстония: от русских педагогов ожидают предложений по решению пяти ключевых задач
05.09.2011
Учителя школ с русским языком обучения могут и должны внести свои предложения в проект новой стратегии образования в Эстонии до 2020 года.
С таким призывом обратился к участникам педагогической конференции, которая проходила в Йыхви 25 августа 2011 года, профессор Таллинского университета Мати Хейдметс, выступавший с докладом «Приоритетные направления развития образовательной системы Эстонии на ближайшие 10 лет».
Документ, над которым трудились более 200 ведущих экспертов в сфере образования, в мае был передан министру образования для рассмотрения. Поскольку это только проект (кстати сказать, объем документа невелик – всего 8 страниц), в него и сегодня, по словам Мати Хейдметса, могут вноситься предложения для обсуждения.
Перед эстонской системой образования в ближайшие десять лет будут стоять пять ключевых задач, которые одинаково важны для всех, живущих в Эстонии, и с которыми нам необходимо справиться.
Главная причина для беспокойства состоит в том, что, несмотря на то, что в среднем в Эстонии доля людей с высшим образованием очень высокая, все больше становится молодых людей, которые ограничивают свое образование основной школой и вообще не идут учиться дальше. Надо сказать, что это проблема номер один практически для всех стран Европы. 12-14% молодежи Эстонии «выпадают из образовательной машины», и в этом заключается источник многих бед – безработица, преступность, наркомания…В этой группе молодежи в 2 раза больше мальчиков, чем девочек. В результате сложилась абсурдная ситуация и в высшем образовании Эстонии, когда на одного выпускника вуза приходится 2,5 выпускницы. Стоит ли говорить, к каким проблемам в социальной, семейной жизни ведет эта ситуация. В целом же 1/3 работоспособного населения Эстонии не имеет ни высшего, ни профессионального технического образования.
А значит, говорит профессор Хейдметс, необходимо начать изменения в самом учебном процессе. С одной стороны, эстонская школа дает хорошие знания по предметам. Однако, если сравнить наших выпускников с выпускниками других стран, то последние значительно превосходят наших школьников по уровню социальной компетенции – владение иностранными языками, предприимчивость, умение сотрудничать, возможности для самовыражения и проч. То есть наша школа пока еще слаба в том, чтобы вооружить своих учеников именно теми умениями, которые помогут им жить в обществе и самореализоваться. Гораздо больше надо учитывать в учебном процессе и половые различия между учениками.
Среди других ключевых вопросов эстонского образования Мати Хейдметс назвал отсутствие в школе педагогов мужчин и возраст подавляющего большинства учителей (48 лет), «уравниловку» - то есть ситуацию, когда самые талантливые и успешные выпускники гимназий не получают должной поддержки для их дальнейшего обучения в вузах, неподготовленность выпускников вузов для работы в новых экономических условиях, разрыв между образованием и современным бизнесом, необходимость повышения так называемой дигитальной культуры – то есть владения IT-технологиями начиная с раннего учебного возраста.
В дискуссии после доклада г-на Хейдметса от участников конференции прозвучало предложение обозначить в проекте новой стратегии образования специфику школ с русским и эстонским языком обучения применительно к озвученным основным задачам. А для этого, например, более пристально изучить, как обстоит дело с подготовкой учителей для русскоязычных школ, есть ли на это государственный заказ, какова доля выпускников русскоязычных гимназий среди студентов эстонских вузов, которые учатся на государственных местах, и проч.