Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Журнал «Звезда» опубликовал фрагменты из книги о Бродском
11.08.2006
Петербургский журнал «Звезда» опубликовал фрагменты из книги «Иосиф Бродский: опыт литературной биографии». Ее автор – поэт и литературовед Лев Лосев, живущий в Соединенных Штатах – готовит книгу для издания в серии «Жизнь Замечательных Людей». В журнальном отрывке Лосев сосредоточен на философских воззрениях Бродского, анализируя стихи, контекст эпохи, личный опыт общения с поэтом, его интервью и эссе: «Эпитет "мелкий", пишет он, — ключ к проблематике зла у Бродского. Выражение "банальность зла" впервые появилось в классической книге Ханны Арендт "Эйхман в Иерусалиме" (1961). Смысл его, конечно, не в том, что зло банально, а в том, что банальны носители, инициаторы зла… Банальность — центральная характеристика Наполеона у Толстого и карамазовского черта у Достоевского. В ХХ веке неоднократно подтверждалось, что ответственность за грандиозные злодеяния — сталинскую коллективизацию и террор тридцатых годов, уничтожение евреев нацистами, маоистскую «культурную революцию», террор в Камбодже, геноцид в Руанде и т.п. — несут не демонические сверхчеловеки, а люди заурядные… Бродский испытал это и в ограниченном масштабе личного опыта. Его гонители и мучители – лернеры, толстиковы, савельевы, воеводины — все были существа пошлые. Их… способность мыслить была омертвлена идеологической обработкой…»