Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В праздник Смоленской иконы Богородицы Алексий II совершит литургию
11.08.2006
Русская Православная Церковь отмечает 10 августа праздник в честь одной из главных своих святынь - Смоленской иконы Божией Матери, именуемой также "Одигитрией", что в переводе означает "Путеводительница".
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершит в этот день Божественную литургию в древнейшем Смоленском соборе Новодевичьего монастыря Москвы и возглавит хиротонию (рукоположение) архимандрита Романа (Гаврилова) во епископа Серпуховского, викария Московской епархии, сообщили РИА Новости в пресс-службе Московской патриархии.
По преданию, образ, именуемый сегодня Одигитрией Смоленской, был написан апостолом и евангелистом Лукой при земной жизни Богородицы, по просьбе правителя Антиохии (впоследствии турецкий город Антакья) Феофила. Из Антиохи святыня была перенесена в Иерусалим, а оттуда - во Влахернский храм Константинополя.
Греческий император Константин IХ Мономах (1042-1054), выдавая в 1046 году свою дочь Анну замуж за князя Всеволода Ярославича (сына Ярослава Мудрого), благословил ее в путь этой иконой. Так святыня впервые попала на Русь.
Сын князя Всеволода Владимир Мономах в начале ХII века перенес образ в Смоленскую церковь Успения Пресвятой Богородицы. С того времени икона получила название "Одигитрия Смоленская".
Этот образ и многочисленные списки с него прославились многими чудесами. В 1238 году по гласу, исходившему от иконы, самоотверженный православный воин Меркурий ночью проник в стан хана Батыя и перебил множество врагов.
Считается, что молитвы верующих перед Одигитрией Смоленской помогли войскам Василия III вернуть Смоленск России в 1514 году после 110 лет литовского владычества. Именно в память этого события в 1524 году в Москве был основан Новодевичий монастырь.
В 1525 году был установлен ежегодный праздник в честь Смоленской иконы - 10 августа по новому стилю.
В 1812 году, накануне Бородинской битвы список с чудотворной иконы доставили в русский стан - чтобы ободрить и укрепить дух воинов. Древний образ Смоленской Одигитрии, взятый временно в Успенский собор Кремля, в день Бородинской битвы (вместе с Иверской и Владимирской иконами Божией Матери) носили вокруг Белого города, Китай-города и кремлевских стен, а затем перенесли к больным и раненым в Лефортовский дворец.
Перед оставлением Москвы Одигитрию Смоленскую отправили в Ярославль. А после победы над неприятелем икона с прославленным списком была возвращена в Смоленск.
Верующие, молящиеся Богородице перед Смоленской иконой, по-прежнему свидетельствуют о чудесной помощи свыше и исцелениях, а, называя икону "Путеводительницей", поясняют, что это "путь к спасению".
Новодевичья обитель, основанная на юго-западе Москвы, стала монастырем-крепостью и на протяжении четырех веков являлась центром важных исторических событий.
В 1598 году в монастыре был призван на царство Борис Годунов. С обителью связан разгром польско-шведских интервентов ополчением Минина и Пожарского в августе 1612 года. В конце XVII века монастырь был втянут в острую политическую борьбу за власть между Петром I и его сводной сестрой Софьей. Софья была насильно пострижена в монахини и в 1704 году умерла в стенах обители.
В 1812 году Наполеон разместил в монастыре склады продовольствия, а, уходя из Mосквы, приказал взорвать обитель. Но монахини спасли ее от разрушения.
Архитектурный ансамбль монастыря сформировался к концу XVII века. Он считается одним из лучших в России и включен ЮНЕСКО в список всемирного культурного наследия.
На территории монастыря похоронены представители царского и боярских родов, герои Отечественной войны 1812 года, декабристы, выдающиеся деятели культуры.