Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Народная библиотека \"Огонька\" возобновляет работу
09.08.2006
Журнал "Огонек", издательство "Терра", Почта России и Министерство связи РФ, объединив усилия, начали масштабную акцию по возвращению хорошей литературы российскому читателю. Возобновляется выпуск знаменитой книжной серии "Народная библиотека "Огонька".
Теперь в любом почтовом отделении России можно по вполне приемлемым ценам подписаться на собрание сочинений русских и зарубежных классиков - от Толстого и Пастернака до Флобера и Мопассана. Подробнее об этом проекте - в программе "Культурный ответ". Гости "Маяка" - главный редактор "Огонька" Виктор Лошак, гендиректор Почты России Игорь Сырцов и руководитель издательства "Терра" Сергей Кондратов.
- Я уже посмотрел на сайте вашего книжного издательства те книги, которые можно будет заказать. Меня совершенно поразил список имен. С одной стороны, это Виноградов, с другой стороны, это Дрюон. Отчасти это похоже на предыдущую "народную" серию "Огонька", но мне кажется, что какие-то авторы, например, как Андрей Белый, не будут пользоваться народным спросом. Как вы определяли список авторов?
КОНДРАТОВ: Все достаточно просто. Мы вместе с редакцией "Огонька" определяли. Мы старались просто охватить интересы максимально. Кому-то сегодня нужен Андрей Белый, кому-то Салтыков-Щедрин, который теперь в магазине просто не доступен. Есть книжный клуб "Терра" - более миллиона членов.
- А что это такое?
КОНДРАТОВ: Это люди, которые получают каталоги и по почте заказывают книги.
- То, что раньше было для челнов ЦК КПСС и кого-то еще.
КОНДРАТОВ: Замечательно, значит, члены нашего клуба как члены ЦК КПСС.
- Как делится ваша ответственность и ваше сотрудничество в этом тройственном союзе?
ЛОШАК: Прежде всего, нужно сказать, что "Народная библиотека "Огонька"" - это брэнд, который известен всем в нашей стране. Потому что у каждого в книжном шкафу стояли книги из библиотеки "Огонька". Наверное, самая главная роль - у наших партнеров. Это в первую очередь "Терра", которая издает эти книги, она и осуществила подбор замечательных писателей.
Огромна роль Почты России, которую здесь представляет Игорь Сырцов. Идея в том, чтобы человек в любой точке нашей страны, где есть почтальон и почта, мог подписаться на собрание сочинений. Ведь не везде у нас есть книжные магазины с таким выбором книг, который предлагает "Терра" и "Огонек". "Огонек" участвует в организации всего этого, продвигает эту идею.
- То есть вы не только свое название даете.
ЛОШАК: Нет. Мне хотелось бы, чтобы Игорь Аркадьевич рассказал, как все происходит технически, как приходят эти книги к людям.
КОНДРАТОВ: "Огонек" не только осуществляет информационную поддержку. Надо иметь в виду, что любой подписчик, который оформляет заявку на два и более названий каталога, получает бесплатно полугодовую подписку на "Огонек".
- Почту России можно в чем-то сравнить с "Маяком", то есть он доходит до самых до окраин. Куда доходит сигнал "Маяка", туда и почтальон доходит.
СЫРЦОВ: Думаю, здесь мы можем даже посоревноваться, потому что Почта России - это та структура, которая по своей доступности до населения вне конкуренции находится. После того как Почта России превратилась в единую компанию, мы в своей стратегии стали использовать основной принцип: доступность превратить в то, чтобы список услуг охватывал буквально все стороны нашей жизни. Книга почтой - услуга, которая и в советские времена пользовалась устойчивым спросом.
Естественно, за годы перестройки и кризисов эта услуга во многом была утеряна, и спрос на эту услугу в значительной степени сократился. Довольно много игроков на рынке почтовой доставки книг ушло из этого бизнеса после кризиса 1998 года, потому что это было связано с наложенным платежом, и деньги за поставленные книги дошли до издателей только через 8-9 месяцев. В условиях галопирующей инфляции, сами понимаете, что эти деньги к тому времени ничего не стоили. Уровень доверия в значительной степени упал.
Сегодня мы принципиально перестраиваем нашу работу в плане качества, в плане своей организованности. Но самое главное - единая компания, единые принципы организации. Для нас дело чести - эту услугу возродить. Мы ее рассматриваем со всех точек зрения. Мы понимаем, что можем в значительной степени помочь читателю получить то, что они хотят, в любом уголке страны.